Образовательная деятельность с детьми 3 – 7 лет в нашем детском саду осуществляется по программе «Развитие+», созданной коллективом Учебного центра «Развитие» имени Л.А. Венгера.
Основная цель программы — развитие умственных и художественных способностей ребенка, а также специфических дошкольных видов деятельности.
Основные идеи программы:
- ребенок развивается наилучшим образом, если он включен в активную деятельность;
- каждый ребенок развивается в своем темпе, но все дети проходят через типичные периоды (стадии) развития;
- для успешного развития ребенка необходимо объединение усилий всех членов семьи, педагогов и специалистов;
- родители — лучшие педагоги для своего ребенка и главные заказчики образовательных услуг.
В основе программы «Развитие+» — два теоретических положения.
Первое — это теория А.В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития. Установка на «самоценность» подразумевает отсутствие какого бы то ни было насилия над ребенком, навязывания ему чуждых его интересам и склонностям видов деятельности и форм обучения.
Второе — это концепция Л.А. Венгера о развитии способностей, которые понимаются как универсальные действия ориентировки в окружающем с помощью специфических для дошкольника образных средств решения задач.
Программа «Развитие+» состоит из 13 разделов:
- Сенсорное воспитание (направлено на развитие восприятия ребенка на основе культурных средств).
- Ознакомление с пространственным
и отношениями (направлено на использование наглядных моделей для ориентировки и составление таких моделей). - Развитие элементов логического мышления (посвящен оперированию простейшими классами).
- Развитие элементарных математических представлений (знакомит с основными количественными отношениями).
- Овладение основами первоначальной грамоты (посвящен изучению звукового анализа слова, дифференциации звуков, умению правильно ставить ударение и т.д.).
- Ознакомление с художественной литературой и развитие речи (направлен на ознакомление с литературой, составлению рассказов).
- Конструирование (посвящен конструированию по схеме).
- Развитие экологических представлений (знакомит с представлениями о живой и неживой природе, особенностях растений и животных).
- Изобразительное искусство (знакомит с композицией рисунка, графическими образами).
- Игра (раздел посвящен свободной творческой игре и межличностным отношениям в ней).
- Режиссерская игра (посвящены игре по сценарию, разыгрыванию сюжетов; учит сопровождению действия словом и выражению голосом действия персонажа).
- Художественное конструирование (учит строить композиции на разные темы, при использовании сенсорных эталонов; при этом необходимое преобразование объектов развивает мышление).
- Выразительное движение (учит передавать язык жестов и мимику).
Дети младшей группы занимаются в нашем дошкольном учреждении самыми важными для их возраста видами деятельности – игрой, конструированием
В средней группе появляются новые виды деятельности (ознакомление с природой, математика и ознакомление с пространственным
В старшей и подготовительной группах образовательная деятельность по математике и грамоте имеет не узкопрагматическ
Особое место занимает ознакомление с логическими отношениями – с помощью средств – моделей, схем (круги Эйлера, древо и т.д.) дети упражняются в анализе-синтезе, учатся делать умозаключения, выводы.
При реализации образовательной программы «Развитие+» воспитатели работают в режиме проектирования: сначала педагог определяет, на каком уровне находятся дети данной возрастной группы, как «входят» в программу и т.д. Затем выбирается стратегия, то есть конкретные способы реализации программы. Реализуя задуманное, педагог осуществляет гибкое руководство, постоянно ориентируется на ребенка. Работа в режиме проектирования дает воспитателю ту свободу творчества, без которой невозможно развитие интеллектуальных и творческих способностей детей.