Современные технологии прочно вошли в нашу повседневность. Яркими представителями нашего современного быта являются компьютер и телевизор, сумевшие занять прочное первое место среди вариантов организации нашего досуга. Представители подрастающего поколения не представляют свою жизнь без компьтерных игр и телевизионных передач. Самым желанным подарком для малышей стали ноутбуки и планшеты. Но так ли безобидно длительное общение с компьютером и телевизором, давайте разберемся.
Проведенные исследования доказывают, что движущаяся картинка телевизионного экрана зачастую негативно сказывается на подсознании формирующегося мозга, истощает нервную систему.
Из общения с родителями детей грудного возраста известно, что даже трехмесячные малыши с радостью поворачивают голову в сторону включенного экрана, рассматривают движущуюся картинку, хотя и не понимают смысла увиденного. Особым интересом у грудничков пользуются рекламные ролики. И уже в этом периоде, стремясь облегчить себе жизнь, молодые мамы используют телевидение в качестве отвлекающего фактора, чтобы ребенка успокоить, накормить. От яркой и динамичной рекламной картинки у ребенка рот сам открывается – отличная возможность быстро накормить чадо даже нелюбимым блюдом. Таким образом, уже в младенчестве закладываются вредные привычки и пристрастия, например, бездумно есть перед телевизором.
Возможность безлимитного просмотра телевизионных передач и игр на компьютере поглощает большую часть времени ребенка в ущерб необходимых для гармоничного развития занятиям. Современные дети меньше двигаются, меньше общаются со сверстниками «вживую», предпочитая виртуальных друзей.
Пожалуй, большинство родителей констатирует факт, что современные дети значительно меньше читают. И даже малыши предпочитают не слушать сказку в исполнении родителя, а смотреть мультфильм. Таким образом, дети «поглощают» готовые образы, теряя при этом возможность развивать свое воображение.
Исследование, проведенное американскими учеными, доказали, что один час, проведенный у компьютера, дает психологическую и зрительную нагрузку на незрелые клетки головного мозга ребенка в виде переутомления нервной системы в несколько раз больше, нежели шестичасовые занятия в школе. Но утомляемость от общения с компьютером приходит незаметно, постепенно, накопительно и может выражаться головными болями, головокружениями, появлением навязчивых движений, нарушением формулы сна, затрудненным засыпанием, логоневрозом, нервным истощением.
Компьютерные игры приводят к постоянному возбуждению участков головного мозга, отвечающих за удовольствие, в связи с чем, определенная часть детей становится зависимой от компьютера и телевизора. В некоторых случаях зависимость можно сравнить с наркотической.
Дети, злоупотребляющие компьютерными играми, становятся более агрессивными, порой неспособными контролировать свои эмоции. Их кругозор сужается, влияние игр негативно сказывается на сопоставлении реальных и виртуальных событий, затрудняется общение с окружающими. При возникновении проблем ребенок не пытается решить их, а уходит в «волшебный» мир виртуальности.
Пофантазировав и сгустив краски, можно представить будущее ребенка, воспитанного компьютером и телевизором. Это человек с избыточным весом, одышкой при минимальных физических нагрузках, ведь даже в магазин выходить не нужно – можно все заказать в интернет-магазине. Спортивный азарт можно реализовать в компьютерных играх. Общаться также есть возможность, не выходя из комнаты. А детей этого человека будущего опять же воспитает компьютер, только с уже новыми возможностями. И не будет у нас права его винить в пренебрежительном отношении к своему здоровью и воспитанию своих детей. Ведь эту модель поведения он взял у своих родителей и лишь немного ее модернизировал с учетом технических возможностей своего времени.
Итак, что делать для того, чтобы телевидение и компьютер не стали для ребенка заменителями реальной жизни, чтобы он рос физически и психически здоровым, чтобы его жизнь была яркой и настоящей?
Первая мысль, которая часто приходит в голову озадаченного и заботливого родителя, — запретить. Подобные крайние меры не позволяют достичь устойчивого и сбалансированного результата.
Причина 1: «Запретный плод сладок». Чем больше мы запрещаем, тем желаннее это развлечение для ребенка. Это создает определенный риск, что вырвавшись из-под родительской опеки, пусть даже временно, ребенок начнет «наверстывать упущенное».
Причина 2: Не стоит проводить параллель между нашим детством и детством современных детей. Время другое, скорость другая, технологии другие. Лишив ребенка возможности развиваться с учетом современных технологий, мы рискуем ухудшить его социализацию, возможность адаптироваться в современных условиях, стать успешной и самодостаточной личностью.
Какие же действия предпринять, чтобы не отстать от жизни и в тоже время избежать негативного влияния?
Необходимо соблюдать достаточно простые правила:
1. Ограничить время нахождения у компьютера и телевизора до разумных пределов, желательно до одного часа в день.
2. Подавать личный пример. Если ребенок видит своего авторитета-родителя за просмотром сериала, а не за чтением книги, не стоит возлагать больших надежд на то, что поведение чада будет иным. Ограничение использования этих «времяпоглотителей» должно быть и для родителей.
3. Уделяйте больше времени общению с ребенком, обсуждайте все его проблемы. Используйте каждую возможность для формирования у ребенка правильных ценностей, привычек и жизненных устоев.
4. Мягко контролируйте, что смотрит ребенок, исключайте игры, формирующие агрессивное поведение. Смотрите мультфильмы и фильмы вместе, обсуждайте их, помогая формирующейся личности сделать правильные выводы.
5. Не оставляйте ребенка у компьютера без присмотра. Не используйте этот прием для обеспечения себя свободным временем.
Правила просты, не требуют материальных затрат и всем доступны. Но ежедневное их выполнение под силу только очень сознательным и любящим родителям. Ведь это намного сложнее, чем заработать на планшет.
Желаем всем родителям находить в себе силы и терпение, чтобы обеспечить своим детям прекрасное и счастливое детство, которое станет прочным базисом для их взрослой жизни.
Детский невролог Малютина Л.Г.
(Материалы сайта http://into-sana.com)