Мышление
- Выбираем букву. Взрослый предлагает детям выбрать букву и называть по очереди слова, которые с этой буквы начинаются.
- Отгадай по признакам. Взрослый называет три или четыре признака, дети должны отгадать, кто это или что это. Например: холодное, сладкое, может растаять — мороженое; белый, с длинными ушами, живет в лесу, быстро бегает — заяц; зеленый, колючий, растет в горшке — кактус и т.д.
- Назови одним словом. Взрослый предлагает детям карточки с изображением яблока, груши, апельсина, персика, банана, ананаса, сливы, абрикоса и просит назвать одним словом. Предлагает изображения музыкальных инструментов, животных, игрушек, видов транспорта и просит назвать одним словом.
- Отгадываем загадки. Взрослый предлагает детям отгадать загадки, перечисляя признаки.
В норке живет,
Корку жует,
Любит сыра крошки,
И боится кошки. (Мышь.)
Это днем бывает,
Дети засыпают.
Нельзя шалить,
Нельзя говорить,
Надо тихо лежать,
Никому не мешать. («Тихий» час.)
В старой избушке,
В ступе летает,
Детишек пугает. (Баба Яга.)
Он живет в лесу под елкой,
Из него торчат иголки,
На клубочек он похож.
Кто это, ребята? (Еж.)
5. Абстрактные понятия. Взрослый спрашивает у детей, что такое «давным-давно», «не далеко, не близко», «чудо-юдо», «тридевятое царство», «то, не знаю что». Дети отвечают по очереди.
Внимание
1. Сколько имен? Взрослый читает стихотворение 2 раза. Потом дети должны назвать имена, которые они запомнили.
Во дворе играет Света, Коля кушает конфеты,
Мила слово пишет мелом, Юра мяч кидает смело.
На качели села Таня, Карусели занял Ваня,
Люда ловко едет с горки, Грузовик везет Егорка.
2. Найди 10 отличий. Взрослый предлагает детям рассмотреть карточки и найти отличия. Такие карточки можно вырезать из детских журналов.
3. Слушаем звуки. Взрослый предлагает детям 3 мин посидеть в тишине, а потом назвать звуки, которые они слышали.
4. Что появилось? Взрослый ставит на стол несколько предметов: кубик, маленькую игрушку, чашку, свечку, песочные часы и др. Дети смотрят на предметы в течение 1 — 2 мин. Затем взрослый просит детей отвернуться и добавляет к ряду предметов еще несколько. Просит повернуться одного из детей и назвать, что появилось. Потом этот ребенок снова отворачивается. Для каждого из детей — разные дополнительные предметы.
5. По порядку. Перед ребенком в ряд разложены 6 — 8 карточек с разными изображениями. Ребенок смотрит на карточки в течение 2 мин, после чего карточки перемешивают и просят ребенка разложить их в том же порядке.
Память
- Зеркало. Детей распределите по парам. Предложите им в течение 1 мин посмотреть друг на друга и встать друг к другу спиной. Спросите: «Ты запомнил, во что одет твой друг? Какого цвета у него рубашка, брюки (платье)? А какого цвета волосы, глаза?»
- Запомни слова. Взрослый 2 раза читает ряд слов: яблоко облако, остров, ворона, ананас, сахар, рука, автомобиль, леденец, цапля. Потом просит ребенка повторить слова, которые он запомнил. Каждому ребенку предъявляется ряд новых слов. Нет необходимости каждый раз придумывать слова, следует заранее сделать 20 — 30 карточек с записанными (напечатанными) словами.
- Картинка по памяти. Взрослый предлагает детям рассмотреть 3 — 4 сюжетные картинки в течение 2 — 3 мин. После этого переворачивает картинки и просит рассказать, что ребенок запомнил.
- Что я вижу по дороге? Взрослый спрашивает: «Что ты видишь по дороге в детский сад?» Ребенок отвечает.
- Вспоминаем стихи и песни. Взрослый просит ребенка прочитать стихотворение или спеть песню, которую он лучше всего помнит.
Моторика
Упражнения по развитию моторики следует предлагать детям с 3-летнего возраста, предлагая сначала простые, затем более сложные упражнения.
1. Чертим под диктовку. Перед детьми лежит лист в клетку, на котором поставлена красная точка. Взрослый диктует детям последовательность действий, повторяя каждую инструкцию 2-3 раза. «От красной точки проведите линию вправо, отсчитайте четыре клетки. Поставьте красную точку, от точки проведите линию вниз, отсчитайте четыре клеточки. Поставьте точку, от этой точки проведите линию влево — четыре клеточки. Поставьте точку, от точки проведите линию вверх — четыре клеточки».
2. Пластилиновые буквы. На листах бумаги написать печатные и прописные буквы. Детям необходимо равномерно растереть кусочки пластилина по изображению букв.
3. Пишем цифры левой рукой. Дети пишут цифры от 1 до 10 пальчиковыми красками. Написав цифру, хором называют.
4. Пишем крупой. На листах акварельной бумаги или картона написать печатными буквами слова из одного или двух слогов: дом, кот, мама и др. Изображение букв должно быть объемным. Буквы намазать клеем, посыпать манной крупой, прочитать слова.
5. Рисуем одновременно двумя руками. Лист акварельной бумаги разрезать на две половины. Листы положить слева и справа от ребенка. Подготовить пальчиковые краски. По сигналу «Рисуем!» рисовать орнамент двумя руками одновременно на двух листах.
6. Иероглифы. Разведенную глину нанести на лист картона. Когда глина немного подсохнет, пластмассовой спицей нанести узор: цветы, листья, геометрические фигуры. Некоторые фигуры рисовать левой рукой, некоторые правой.
7. Круги. Мизинцами правой и левой руки пальчиковыми красками рисовать круги разного диаметра и закрашивать их.
8. Мелок, карандаш, фломастер, гуашь. На листе акварельной бумаги дети большими буквами пишут свое имя. Буквы обводят мелками, фломастерами, карандашом, гуашью. Раскрашивают пальчиковыми красками левой рукой.
9. Много карандашей. Соедините скотчем или резинкой 10 — 15 карандашей. Ребенок берет связку карандашей в обе руки и пытается нарисовать солнце, дом, дерево.
Речь
1. Повторяем скороговорки. Взрослый повторяет скороговорку 2 раза, потом просит повторить каждого ребенка по очереди.
♦Крот кроту куртку кроит.
♦Сапожник Жан женат на Жанне.
♦Сказку сказывала коза козлятам.
♦Варвара варенье варит.
♦Загоняет в загон Игнат ягнят.
2. Сказка по очереди. Взрослый задает вопросы, дети отвечают по очереди, чтобы получилась сказка.
♦Жил был (кто?) …
♦Он любил (что?) …
♦Очень боялся (кого, чего?) …
♦Чаще всего он делал (что?) …
♦А все говорили (что?) …
♦ Однажды он нашел (что?) …
♦ Чем сказка закончилась?
3. Подбираем рифму. Взрослый читает начало стихотворной строчки, дети подбирают рифму.
Купила Тамара два воздушных … (шара).
Мама для Мирона варит … (макароны).
Наташа Катюшу угостила … (грушей).
Надела Катя красивое … (платье).
Видел на стройке Степан большой подъемный … (кран).
4. В каком слове есть эта буква? Взрослый называет букву, дети по очереди называют слова, в которых эта буква встречается
5. Все слова на одну букву. Взрослый приводит примеры фраз, в которых все слова начинаются на одну букву: «Синий слон сидел с серой собакой. Павлин пел песню прекрасной Полине. Марина мыла мылом мелкую малину». Дети называют слова, взрослый помогает составлять фразы.
6. Сочиняем несуразности. Дети по очереди называют несуразности: «Рыбы поют», «Дед Мороз приходит летом», «Мороженое растет на дереве» и др.
7. Правильно — неправильно. Взрослый читает стихотворение, а дети в конце каждой строчке говорят «правильно» или «неправильно».
В речке страус проживает (неправильно).
Птицы по небу летают (правильно).
Я вареньем зубы чищу (неправильно).
Волк голодный в чаще рыщет (правильно).
Распевают песни рыбы (неправильно).
Слово доброе «спасибо» (правильно).
Лев трусливее зайчишки (неправильно).
Бананы любят все мартышки (правильно).
8. Я вам слово — вы мне три. Взрослый кидает детям мяч по очереди и называет имя сказочного персонажа. Ребенок кидает мяч обратно и называет три качества этого персонажа, например: «Золушка — веселая, добрая, трудолюбивая. Карабас Барабас — злой, жадный, хитрый. Карлсон — озорной, смешной, веселый. Снежная Королева — жестокая, холодная, злая» и т.д.
9. Какой это человек? Взрослый называет качества и просит детей сказать, какой это человек:
♦ помогает взрослым, не сидит без дела, убирает комнату трудолюбивый;
♦ никогда ни с кем не делится, у других все отбирает — жадный;
♦ все время прячется, всего боится — трусливый;
♦ со всеми дружит, делится игрушками, чем-то угощает — добрый и т.д.
10. Придумываем и рисуем сказку. Подготовить по два листа бумаги для каждого ребенка, фломастеры или цветные карандаши. Взрослый начинает фразу, дети продолжают и рисуют.
♦ Жила-была …
♦ Она все время плакала. Почему?
♦ Однажды она встретила …
♦ Он (она, оно) подарил ей …
♦ Она взяла … и сказала …
♦ И вот что произошло …