Get Adobe Flash player

Как лучше отучать малыша от вредных привычек

Как лучше отучать малыша от вредных привычек

То, что мы, взрослые, называем вредными привычками — сосание пальца, ковыряние в носу, привычка грызть ногти, она­низм, дикие крики или агрессивное поведение, — для ребёнка представляет собой либо способ успокоиться и снять эмоцио­нальное напряжение, либо способ получения удовольствия, либо способ привлечь к себе внимание взрослого. Так, малыш может начинать сосать палец или грызть ногти в незнакомой или не очень приятной обстановке, например, сидя в очереди в поликли­нике. Поэтому простой запрет или пресечение привычного дей­ствия малыша часто приводит к слезам и бурным протестам. И даже если вы его «переборете», он останется наедине со своимвнутренним напряжением, которое затем может выплеснуться в другой, ничуть не лучшей форме, например в агрессивности или в спазмах желудка.

nogtiПоэтому, чтобы отучить малыша от вредной привычки, мы должны решить по меньшей мере три задачи.

Во-первых, создать у малыша негативное отношение к «вредному» действию, чтобы он не хотел его совершать. Для этого, как правило, бывает достаточно рассказать малышу о «страшных» последствиях его вредной привычки (например, о червяках, которые заведутся у него в животе, если он не пере­станет сосать палец).

Во-вторых, научить его тому, как он может не совершать «вредного» действия. Иначе говоря, дать ему те средства и спо­собы, которые помогут ему это действие не совершать. Для ре­шения этой задачи хорошо подходят специальные психотерапев­тические сказки.

В-третьих, дать ему возможность достигать позитивно­го результата — снимать напряжение, получать удовольствие или добиваться внимания взрослого — другими,более приемлемыми способами. Например, если малыш грызёт ногти, чтобы успоко­иться и снять напряжение, можно предложить ему потереть боль­шие пальцы друг о друга. Если он сосёт пальцы или занимается онанизмом просто для получения удовольствия — это говорит о эмоциональной бедности и пустоте его жизни, и нам надо изме­нить жизнь малыша: больше играть с ним, больше общаться, ходить с ним в гости и делать всё для того, чтобы его повсед­невная жизнь стала более эмоционально насыщенной. Если ма­лыш снова стал писаться, когда в семье родился младший ребё­нок и старшему стало доставаться меньше внимания, то задача взрослых состоит в том, чтобы как-то компенсировать этот недостаток внимания (например, позвать на помощь бабушку или дедушку) и научить малыша привлекать к себе внимание другим способом (например, он может просить маму поиграть с ним «в маленького» и покачать его на ручках).

Психотерапевтические сказки

По мере освоения речи ребёнок начинает понимать всё более и более сложные истории и переходит от разглядывания картинок в книжках к восприятию сюжета. И сказки становятся эффективным средством воздействия на малыша, в том числе и средством, помогающим ему отучаться от вредных привычек, -как правило, начиная уже с двух с половиной лет.

Как строится такая психотерапевтическая сказка? Для ма­лыша, которому нет ещё трёх лет, сказка должна быть доста­точно простой и короткой. И в ней обязательно должен быть «герой или героиня, которые наделены характерными чертами вашего ребёнка и которые сталкиваются с теми же проблемами, что и ваш ребёнок. …Герой или героиня находит пути и способы понимания и разрешения своих трудностей и конфликтов. По­мимо действующих лиц, взятых из жизни, рассказы могут вклю­чать персонажи из мира фантазии и волшебства. Главными геро­ями могут быть зайчики, белочки или маленькие бегемотики. Главное состоит в том, чтобы ситуация главного героя напоми­нала ситуацию вашего ребёнка». В главе 3 мы уже рассмат­ривали пример психотерапевтической сказки, которая помогла малышу отучиться от привычки грызть ногти. Вот ещё несколько сказок, вполне доступных пониманию маленьких детей и способных помочь вам отучить ребёнка от вредных при­вычек.

Сказка для ребёнка, который постоянно сосёт палец или соску: Маленький Костя тоже постоянно сосал палец и дососался до того, что от пальца осталась только половина. Тогда Костя испугался и заплакал. Но тут пришла Фея. Она быстро вы­лечила пальчик Костя и сделала его снова таким же длинным, как и раньше. А потом Фея подарила Косте волшебную курагу, которая гораздо вкуснее пальца, а сосать её можно долго-долго. Костя попробовал и почувствовал, какая кура­га вкусная. И с тех пор он сосёт только курагу, но сначала все­гда просит маму, чтобы она хорошенько её помыла.

Сказка для ребёнка, который часто заигрывается и забыва­ет попроситься в туалет: Маленький Миша часто писался и всем это очень не нрави­лось: мама ругалась, бабушка расстраивалась и громко охала, а самому Мише было не очень-то приятно ходить в мокрых штанишках. Но вот однажды в гости к Мише пришёл добрый Волшебник. И сказал, что может подарить ему волшебный ко­локольчик, который будет напоминать ему, что пора в туалет. «Когда ты играешь, то ставь колокольчик рядом с собой, — ска­зал Волшебник, — и как только захочешь писать, сразу позво­ни в колокольчик, и он тебе обязательно напомнит, что тебе надо в туалет». Миша так и стал делать, и колокольчик дей­ствительно стал ему помогать. И с тех пор он уже больше не писался.

Если, рассказав малышу эту сказку, вы подарите ему «вол­шебный колокольчик», ему будет легче научиться себя контро­лировать – так как колокольчик станет тем внешним средством, ко­торое будет привлекать внимание малыша к его внутренним ощу­щениям. К тому же, услышав звон колокольчика, вы и сами можете напомнить малышу, что ему пора в туалет.

Сказка для ребёнка, который мало и плохо ест: У малышки Нелли однажды исчез аппетит — он ушёл куда-то прогуляться, но забыл дорогу домой и потерялся. А ведь ап­петит — это наше желание есть, и когда аппетита нет, нам со­всем не хочется есть. И Нелли расхотела есть. Ей ничего не хотелось, и она стала есть очень мало.

Нелли очень похудела и даже начала болеть. Тогда её мама испугалась и пошла к старой Волшебнице, которая жила в маленьком домике за лесом. Волшебница дала маме чудесные волшебные ягоды, которые придают сил маленьким детям и возвращают убежавший от них аппетит.

Как только Нелли попробовала несколько ягод — а они были очень сочные, кисло-сладкие и освежающие, — аппетит тут же вернулся, и она сразу согласилась немного поесть. И с этого дня Нелли ела волшебные ягоды всякий раз, как только её не­послушный аппетит куда-то убегал.

Перед тем как рассказать эту сказку, запаситесь любыми достаточно кислыми ягодами или фруктами, которых малыш пока ещё не видел и не пробовал, — кислый вкус обычно стимулирует аппетит, а вера в то, что это «те самые ягоды», помогает ребён­ку начать есть; только не надо сразу слишком «пичкать» малы­ша. Если ягоды ребёнку понравятся, вы можете давать их ему для аппетита каждый день.

Рассказывая малышу сказки такого типа, обязательно вво­дите детали, подчёркивающие сходство главного героя или ге­роини с вашим сыном или дочерью: например, у героини могут быть такие же бантики, как у вашей малышки, герой может так же, как и ваш сын, любить играть с машинками и так далее.

На заметку родителям

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031