Как лучше отучать малыша от вредных привычек
То, что мы, взрослые, называем вредными привычками — сосание пальца, ковыряние в носу, привычка грызть ногти, онанизм, дикие крики или агрессивное поведение, — для ребёнка представляет собой либо способ успокоиться и снять эмоциональное напряжение, либо способ получения удовольствия, либо способ привлечь к себе внимание взрослого. Так, малыш может начинать сосать палец или грызть ногти в незнакомой или не очень приятной обстановке, например, сидя в очереди в поликлинике. Поэтому простой запрет или пресечение привычного действия малыша часто приводит к слезам и бурным протестам. И даже если вы его «переборете», он останется наедине со своимвнутренним напряжением, которое затем может выплеснуться в другой, ничуть не лучшей форме, например в агрессивности или в спазмах желудка.
Поэтому, чтобы отучить малыша от вредной привычки, мы должны решить по меньшей мере три задачи.
Во-первых, создать у малыша негативное отношение к «вредному» действию, чтобы он не хотел его совершать. Для этого, как правило, бывает достаточно рассказать малышу о «страшных» последствиях его вредной привычки (например, о червяках, которые заведутся у него в животе, если он не перестанет сосать палец).
Во-вторых, научить его тому, как он может не совершать «вредного» действия. Иначе говоря, дать ему те средства и способы, которые помогут ему это действие не совершать. Для решения этой задачи хорошо подходят специальные психотерапевтические сказки.
В-третьих, дать ему возможность достигать позитивного результата — снимать напряжение, получать удовольствие или добиваться внимания взрослого — другими,более приемлемыми способами. Например, если малыш грызёт ногти, чтобы успокоиться и снять напряжение, можно предложить ему потереть большие пальцы друг о друга. Если он сосёт пальцы или занимается онанизмом просто для получения удовольствия — это говорит о эмоциональной бедности и пустоте его жизни, и нам надо изменить жизнь малыша: больше играть с ним, больше общаться, ходить с ним в гости и делать всё для того, чтобы его повседневная жизнь стала более эмоционально насыщенной. Если малыш снова стал писаться, когда в семье родился младший ребёнок и старшему стало доставаться меньше внимания, то задача взрослых состоит в том, чтобы как-то компенсировать этот недостаток внимания (например, позвать на помощь бабушку или дедушку) и научить малыша привлекать к себе внимание другим способом (например, он может просить маму поиграть с ним «в маленького» и покачать его на ручках).
Психотерапевтические сказки
По мере освоения речи ребёнок начинает понимать всё более и более сложные истории и переходит от разглядывания картинок в книжках к восприятию сюжета. И сказки становятся эффективным средством воздействия на малыша, в том числе и средством, помогающим ему отучаться от вредных привычек, -как правило, начиная уже с двух с половиной лет.
Как строится такая психотерапевтическая сказка? Для малыша, которому нет ещё трёх лет, сказка должна быть достаточно простой и короткой. И в ней обязательно должен быть «герой или героиня, которые наделены характерными чертами вашего ребёнка и которые сталкиваются с теми же проблемами, что и ваш ребёнок. …Герой или героиня находит пути и способы понимания и разрешения своих трудностей и конфликтов. Помимо действующих лиц, взятых из жизни, рассказы могут включать персонажи из мира фантазии и волшебства. Главными героями могут быть зайчики, белочки или маленькие бегемотики. Главное состоит в том, чтобы ситуация главного героя напоминала ситуацию вашего ребёнка». В главе 3 мы уже рассматривали пример психотерапевтической сказки, которая помогла малышу отучиться от привычки грызть ногти. Вот ещё несколько сказок, вполне доступных пониманию маленьких детей и способных помочь вам отучить ребёнка от вредных привычек.
Сказка для ребёнка, который постоянно сосёт палец или соску: Маленький Костя тоже постоянно сосал палец и дососался до того, что от пальца осталась только половина. Тогда Костя испугался и заплакал. Но тут пришла Фея. Она быстро вылечила пальчик Костя и сделала его снова таким же длинным, как и раньше. А потом Фея подарила Косте волшебную курагу, которая гораздо вкуснее пальца, а сосать её можно долго-долго. Костя попробовал и почувствовал, какая курага вкусная. И с тех пор он сосёт только курагу, но сначала всегда просит маму, чтобы она хорошенько её помыла.
Сказка для ребёнка, который часто заигрывается и забывает попроситься в туалет: Маленький Миша часто писался и всем это очень не нравилось: мама ругалась, бабушка расстраивалась и громко охала, а самому Мише было не очень-то приятно ходить в мокрых штанишках. Но вот однажды в гости к Мише пришёл добрый Волшебник. И сказал, что может подарить ему волшебный колокольчик, который будет напоминать ему, что пора в туалет. «Когда ты играешь, то ставь колокольчик рядом с собой, — сказал Волшебник, — и как только захочешь писать, сразу позвони в колокольчик, и он тебе обязательно напомнит, что тебе надо в туалет». Миша так и стал делать, и колокольчик действительно стал ему помогать. И с тех пор он уже больше не писался.
Если, рассказав малышу эту сказку, вы подарите ему «волшебный колокольчик», ему будет легче научиться себя контролировать – так как колокольчик станет тем внешним средством, которое будет привлекать внимание малыша к его внутренним ощущениям. К тому же, услышав звон колокольчика, вы и сами можете напомнить малышу, что ему пора в туалет.
Сказка для ребёнка, который мало и плохо ест: У малышки Нелли однажды исчез аппетит — он ушёл куда-то прогуляться, но забыл дорогу домой и потерялся. А ведь аппетит — это наше желание есть, и когда аппетита нет, нам совсем не хочется есть. И Нелли расхотела есть. Ей ничего не хотелось, и она стала есть очень мало.
Нелли очень похудела и даже начала болеть. Тогда её мама испугалась и пошла к старой Волшебнице, которая жила в маленьком домике за лесом. Волшебница дала маме чудесные волшебные ягоды, которые придают сил маленьким детям и возвращают убежавший от них аппетит.
Как только Нелли попробовала несколько ягод — а они были очень сочные, кисло-сладкие и освежающие, — аппетит тут же вернулся, и она сразу согласилась немного поесть. И с этого дня Нелли ела волшебные ягоды всякий раз, как только её непослушный аппетит куда-то убегал.
Перед тем как рассказать эту сказку, запаситесь любыми достаточно кислыми ягодами или фруктами, которых малыш пока ещё не видел и не пробовал, — кислый вкус обычно стимулирует аппетит, а вера в то, что это «те самые ягоды», помогает ребёнку начать есть; только не надо сразу слишком «пичкать» малыша. Если ягоды ребёнку понравятся, вы можете давать их ему для аппетита каждый день.
Рассказывая малышу сказки такого типа, обязательно вводите детали, подчёркивающие сходство главного героя или героини с вашим сыном или дочерью: например, у героини могут быть такие же бантики, как у вашей малышки, герой может так же, как и ваш сын, любить играть с машинками и так далее.