Цветная азбука: учим ребенка рисовать!

Цветная азбука: учим ребенка рисовать!

Кисточки, краски, фломастеры, карандаши, мелки, папки со смешными и трогательными рисунками — в каком доме их нет? Все дети просто обожают рисовать, создавая на бумаге чудесные истории про отважных гонщиков и прекрасных принцесс, про невероятных животных и волшебные замки. Но когда можно начинать учиться рисовать? И с чего именно? Да и нужно ли делать это самостоятельно — ведь потом, в садике или школе, научат?..

Рисовать? Рисовать!

Нужно! И стоит! И важность занятий рисованием даже не в том, что они (а также лепка и моделирование) развивают мелкую моторику, глазомер, гибкость кисти, аккуратность и многие другие полезные качества. Мы, в первую очередь, даем ребенку еще один алфавит, еще один способ общения с миром, учим выражать себя не только через слова и жесты, но и с помощью карандаша, кисти, бумаги, с помощью цвета и линии.

И не нужно ждать сознательного возраста, когда ребенок сам попросит у вас купить альбом и краски. Учить воспринимать цвет и форму можно едва ли не с рождения  знакомя малыша  с помощью игрушек  с основными цветами и формами,  помогая увидеть знакомые формы в окружающем мире и перенести их на бумагу, помогая выразить себя. Кстати, покупая игрушки, старайтесь выбирать игрушки четких, ярких и ясных цветов — «настраивайте» зрительный аппарат ребенка, как настраивают музыкальный инструмент, тогда он не будет фальшивить.

Возраст, когда ребенок может начать рисовать «всерьез», конечно же, индивидуален, но к трем годам, как правило, дети уже вполне справляются с карандашами-кисточками и идут на контакт с человеком, который рассказывает, показывает и учит создавать сказки на бумаге:  педагогом или родителем.

Чем мы будем рисовать?

Прежде всего, остановимся на материалах, которые необходимо иметь дома. Во-первых, акварель (хочу обратить внимание, что если в наборе есть белый цвет, его на первых порах уберите, малыши страшно огорчаются, когда краска оказывается «пустой»), карандаши — 2М, 2В, хорошие кисти — «белка», в худшем случае – «пони» №№3,8, восковые карандаши.

Не фломастеры! Их лучше не предлагать ребенку раньше пяти лет — от них, кроме вреда, никакой пользы: чистые несмешиваемые цвета, легкая линия, не дающая никакой нагрузки на руку… Фломастеры — утеха лентяев, уберегите от них ребенка.

Из красок начинать лучше с акварели, причем сразу знакомьте малыша с названием, правильной работой с карандашами, кистями, красками. Это хорошо получается в игровой форме: рано утром ты встаешь и умываешься, вот и краски тоже надо умыть. Умывать надо ласково, гладить каждую красочку. Можно использовать как рисование по сухой бумаге, так и по мокрой (второй способ дети просто обожают), на сырую краску можно потом насыпать соли — получаются красивые разводы.

Что касается гуаши, то не поскупитесь и купите для каждой баночки свою кисточку — ребенок едва ли сможет промыть кисточку дочиста (гуашь — краска плотная, упрямая), цвета быстро смешаются, станут грязными.

Не самую последнюю роль играет и правильная организация рабочего места ребенка. В идеале это, конечно, мольберт. Но может быть и простой стол, на котором его всегда будут ждать бумага и карандаши. А вот встреча с краской пусть лучше будет праздником, проходящим под вашим присмотром.

Но сначала…

Прежде чем начать кушать самостоятельно, нужно научиться пользоваться столовыми приборами. Так и в рисовании: первым делом нужно научить ребенка держать кисточку и карандаш. И не просто держать, а держать ПРАВИЛЬНО. Это очень важно сделать сразу, не откладывая на потом — пусть, дескать, сначала поймет, как это здорово — рисовать, а уж потом будем разбираться с техническими аспектами.

Вложите кисть в ладонь ребенку и расскажите сказку: о том, что кисточку нужно взять тремя пальчиками около железной рубашки и положить на подушечку, чтобы ей было удобно. А при движении кисть должна идти за рукой, а не наоборот, не топорщиться («кисточка злится»); ее нельзя подолгу держать в воде — может утонуть, а вынимая из стакана, нужно погладить о краешек; нельзя долго тереть мокрой кисточкой по бумаге — та рассердится и пойдет комочками…

Чтобы ребенок не просто запомнил простейшие правила, с повторения которых стоит начинать каждое занятие, но проникся ими, одушевите их — сказки станут лучшими помощниками в этом деле. И, разумеется, собственный пример — возьмите себе лист бумаги и собственную кисточку, рисуйте вместе с ребенком одной кисточкой

Цвет и форма

Самых маленьких учите основным цветам — разведите синий, желтый и красный в стаканах и расскажите малышу о том, как три цвета попали на необитаемый остров, где ничего не было и нарисовали сначала небо и солнце, а потом начали смешиваться и смогли нарисовать и зеленую траву, и апельсины, и фиалки. Пусть малыш сам учится получать новые цвета, смешивая краски в баночках или стаканах.

Кстати, если вы возьмете обычный красный цвет, который есть в наборе, и смешаете его с синим, вы никогда в жизни не получите фиолетовый. Если вам нужен именно фиолетовый, а не бурые разводы, используйте цвет, который мы с детстве называли малиновым. Белый и черный цвета хорошо запоминаются по контрасту «тяжелый – легкий». Учите вашего ребенка искать знакомые цвета в окружающем мире — на прогулке, на рисунках, в книгах.

Вводите названия основных фигур: круг, треугольник, квадрат — рисуйте их, вырезайте  из бумаги, теста, формочками — из пластилина. Когда малыш научится их различать, выявляйте эти фигуры в сложных предметах, ищите созданное на их основе.

Мы так рисуем зайчика: какая у него голова — круглая, животик и хвостик — тоже. Ушки — овалы, носик и глазки — маленькие круги и т.д. То же — с волком (могу сказать, что форма его морды у нас называется «морковка», а лапы — «палочки»). Эта комбинаторика простейших форм — ключик к изображению реальных животных, к которому ребенок перейдет впоследствии. С ее помощью малыш начинает видеть, как «собрать» того же зайчика, чтобы он был им не только в его воображении, но и в действительности — на бумаге.

Хорошей тренировкой для запоминания фигур является игра «Что бывает… круглое, треугольное и т.п.?». Рисуете, например, много кругов, и ребенок каждый дорисовывает — до тарелки, солнышка, яблока. Постепенно добавляйте вырезание.

Композиция — с пеленок?

С самого раннего возраста начинайте знакомить малыша с азбукой композиции, причем не бойтесь и сразу вводите понятия — центра, середины, линии горизонта — линии, где небо встречается с землей. На иллюстрациях обращайте его внимание на расположение предметов на рисунке и относительно друг друга, учите находить главный предмет. Не бойтесь слова «перспектива» — когда-нибудь малыш его все равно поймет.

Для детей после четырех лет вводите рисование гуашью (кисточкой, пальчиками рисовать можно хоть с рождения), причем сразу обучаете технике и приемам работы с ней, учитесь смешивать краски и получать новые цвета, пусть малыш узнает влияние черной и белой краски на основной цвет. Переходите от плоских фигур к объемным, вводите лепку из пластилина (из дешевых лучше всего пластилин «Кох-и-нор»), теста, глины, в игре «Что бывает…» тоже переходите на объемы.

Учите малыша рисовать объем — вводите понятия света и тени (лучше всего это делается на простейшем натюрморте, только не забудьте поставить сильное освещение объекта). Учите видеть и создавать узоры и орнаменты, выкладывать мозаику из геометрических фигур, видеть симметрию, искать единицу композиции. Новые понятия для этого возраста — композиционный центр, композиционная сетка орнамента, горизонт.

Детям более старшего (6-7 лет) возраста уже доступна не только статика, но и динамика. Простейшие примеры — сидящая (симметричная) бабочка и бабочка, которая взлетает, — ребенок должен сам увидеть нарушение симметрии при движении и стараться это движение передать на разных объектах. И конечно, в любом возрасте надо постоянно работать с пальчиками, используя при этом «рисовальный» вспомогательный материал — катать карандаш в ладонях и пальчиках, работать обеими руками, рисовать пальчиками (гуашью), работать с матрицами, вырезанными из овощей — картошки, лука и пр., штамповать узор квадратным кусочком картона (причем и ребром тоже).

Советы непоседам и всем остальным

Если ребенок быстро теряет интерес к рисованию, используйте такую игру: на листе белой бумаги предварительно обычной парафиновой свечкой нарисуйте что-нибудь — мишку, бабочку, цветок — а потом вместе с малышом ищите, кто спрятался, закрашивая лист красками. Но помните, что не следует за один раз использовать все известные вам приемы.

Еще несколько маленьких советов — дети обожают рисовать мелками, но, чтобы они получили еще большее удовольствие, дайте им не белую, а черную бумагу. А малыша, который не проявляет интереса к рисованию вообще, можно заинтересовать следующим, правда, довольно трудоемким для родителей, методом: на бумагу наносится цветной произвольный рисунок (можно просто цветовые пятна), покрывается парафином от свечки, а сверху ровно закрашивается черной гуашью, чтобы малыш не увидел подлога. И даете ему в руки острую палочку — пусть рисует «царапками», ищет, что же спрятано под «бумагой».

И желаю творческих удач Вам и Вашим малышам!

Кисточки, краски, фломастеры, карандаши, мелки, папки со смешными и трогательными рисунками — в каком доме их нет? Все дети просто обожают рисовать, создавая на бумаге чудесные истории про отважных гонщиков и прекрасных принцесс, про невероятных животных и волшебные замки. Но когда можно начинать учиться рисовать? И с чего именно? Да и нужно ли делать это самостоятельно — ведь потом, в садике или школе, научат?..

Рисовать? Рисовать!

Нужно. И стоит. Тем более, в садиках и школах, увы, не учат, а полностью отбивают всякий интерес к рисованию. И важность занятий рисованием даже не в том, что они (а также лепка и моделирование) развивают мелкую моторику, глазомер, гибкость кисти, аккуратность и многие другие полезные качества. Мы, в первую очередь, даем ребенку еще один алфавит, еще один способ общения с миром, учим выражать себя не только через слова и жесты, но и с помощью карандаша-кисти-бумаги. С помощью цвета и линии.

И не нужно ждать сознательного возраста, когда ребенок сам попросит у вас купить альбом и краски. Учить воспринимать цвет и форму можно едва ли не с рождения, знакомя малыша — с помощью игрушек — с основными цветами и формами (кстати, покупая игрушки, старайтесь выбирать игрушки четких, ярких и ясных цветов — «настраивайте» зрительный аппарат ребенка, как настраивают музыкальный инструмент, тогда он не будет фальшивить), помогая увидеть знакомые формы в окружающем мире и перенести их на бумагу, помогая выразить себя.

Возраст, когда ребенок может начать рисовать «всерьез», конечно же, индивидуален, но к трем годам, как правило, дети уже вполне справляются с карандашами-кисточками и идут на контакт с человеком, который рассказывает, показывает и учит создавать сказки на бумаге, — педагогом или родителем.

Чем мы будем рисовать?

Прежде всего, остановимся на материалах, которые необходимо иметь дома. Во-первых, акварель (хочу обратить внимание, что если в наборе есть белый цвет, его на первых порах уберите, малыши страшно огорчаются, когда краска оказывается «пустой»), карандаши — 2М, 2В, хорошие кисти — белка, в худшем случае — пони №№3,8, восковые карандаши.

Не фломастеры! Их лучше не предлагать ребенку раньше пяти лет — от них, кроме вреда, никакой пользы: чистые несмешиваемые цвета, легкая линия, не дающая никакой нагрузки на руку… Фломастеры — утеха лентяев, уберегите от них ребенка.

Из красок начинать лучше с акварели, причем сразу знакомьте малыша с названием,правильной работой с карандашами, кистями, красками. Это хорошо получается в игровой форме: рано утром ты встаешь и умываешься, вот и краски тоже надо умыть. Умывать надо ласково, гладить каждую красочку. Можно использовать как рисование по сухой бумаге, так и по мокрой (второй способ дети просто обожают), на сырую краску можно потом насыпать соли — получаются красивые разводы.

Что касается гуаши, то не поскупитесь и купите для каждой баночки свою кисточку — ребенок едва ли сможет промыть кисточку дочиста (гуашь — краска плотная, упрямая), цвета быстро смешаются, станут грязными.

Не самую последнюю роль играет и правильная организация рабочего места ребенка. В идеале это, конечно, мольберт. Но может быть и простой стол, на котором его всегда будут ждать бумага и карандаши. А вот встреча с краской пусть лучше будет праздником, проходящим под вашим присмотром.

Но сначала…

Прежде чем начать кушать самостоятельно, нужно научиться пользоваться столовыми приборами. Так и в рисовании: первым делом нужно научить ребенка держать кисточку и карандаш. И не просто держать, а держать ПРАВИЛЬНО. Это очень важно сделать сразу, не откладывая на потом — пусть, дескать, сначала поймет, как это здорово — рисовать, а уж потом будем разбираться с техническими аспектами.

Вложите кисть в ладонь ребенку и расскажите сказку: о том, что кисточку нужно взять тремя пальчиками около железной рубашки и положить на подушечку, чтобы ей было удобно. А при движении кисть должна идти за рукой, а не наоборот, не топорщиться («кисточка злится»); ее нельзя подолгу держать в воде — может утонуть, а вынимая из стакана, нужно погладить о краешек; нельзя долго тереть мокрой кисточкой по бумаге — та рассердится и пойдет комочками…

Чтобы ребенок не просто запомнил простейшие правила, с повторения которых стоит начинать каждое занятие, но проникся ими, одушевите их — сказки станут лучшими помощниками в этом деле. И, разумеется, собственный пример — возьмите себе лист бумаги и собственную кисточку, рисуйте вместе с ребенком одной кисточкой

Цвет и форма

Самых маленьких учите основным цветам — разведите синий, желтый и красный в стаканах и расскажите малышу о том, как три цвета попали на необитаемый остров, где ничего не было и нарисовали сначала небо и солнце, а потом начали смешиваться и смогли нарисовать и зеленую траву, и апельсины, и фиалки. Пусть малыш сам учится получать новые цвета, смешивая краски в баночках или стаканах.

Кстати, если вы возьмете обычный красный цвет, который есть в наборе, и смешаете его с синим, вы никогда в жизни не получите фиолетовый. Если вам нужен именно фиолетовый, а не бурые разводы, используйте цвет, который мы с детстве называли малиновым. Белый и черный цвета хорошо запоминаются по контрасту «тяжелый – легкий». Учите вашего ребенка искать знакомые цвета в окружающем мире — на прогулке, на рисунках, в книгах.

Вводите названия основных фигур — круг, треугольник, квадрат — рисуйте их, вырезайте — из бумаги, теста, формочками — из пластилина. Когда малыш научится их различать, выявляйте эти фигуры в сложных предметах, ищите созданное на их основе.

Мы так рисуем зайчика: какая у него голова — круглая, животик и хвостик — тоже. Ушки — овалы, носик и глазки — маленькие круги и т.д. То же — с волком (могу сказать, что форма его морды у нас называется «морковка», а лапы — «палочки»). Эта комбинаторика простейших форм — ключик к изображению реальных животных, к которому ребенок перейдет впоследствии. С ее помощью малыш начинает видеть, как «собрать» того же зайчика, чтобы он был им не только в его воображении, но и в действительности — на бумаге.

Хорошей тренировкой для запоминания фигур является игра «Что бывает… (круглое, треугольное и т.п.?». Рисуете, например, много кругов, и ребенок каждый дорисовывает — до тарелки, солнышка, яблока. Постепенно добавляйте вырезание.

Композиция — с пеленок?

С самого раннего возраста начинайте знакомить малыша с азбукой композиции, причем не бойтесь и сразу вводите понятия — центра, середины, линии горизонта — линии, где небо встречается с землей. На иллюстрациях обращайте его внимание на расположение предметов на рисунке и относительно друг друга, учите находить главный предмет. Не бойтесь слова «перспектива» — когда-нибудь малыш его все равно поймет.

Для детей после четырех лет вводите рисование гуашью (кисточкой, пальчиками рисовать можно хоть с рождения), причем сразу обучаете технике и приемам работы с ней, учитесь смешивать краски и получать новые цвета, пусть малыш узнает влияние черной и белой краски на основной цвет. Переходите от плоских фигур к объемным, вводите лепку из пластилина (из дешевых лучше всего пластилин «Кох-и-нор»), теста, глины, в игре «Что бывает…» тоже переходите на объемы.

Учите малыша рисовать объем — вводите понятия света и тени (лучше всего это делается на простейшем натюрморте, только не забудьте поставить сильное освещение объекта). Учите видеть и создавать узоры и орнаменты, выкладывать мозаику из геометрических фигур, видеть симметрию, искать единицу композиции. Новые понятия для этого возраста — композиционный центр, композиционная сетка орнамента, горизонт.

Детям более старшего (6-7 лет) возраста уже доступна не только статика, но и динамика. Простейшие примеры — сидящая (симметричная) бабочка и бабочка, которая взлетает, — ребенок должен сам увидеть нарушение симметрии при движении и стараться это движение передать на разных объектах. И конечно, в любом возрасте надо постоянно работать с пальчиками, используя при этом «рисовальный» вспомогательный материал — катать карандаш в ладонях и пальчиках, работать обеими руками, рисовать пальчиками (гуашью), работать с матрицами, вырезанными из овощей — картошки, лука и пр., штамповать узор квадратным кусочком картона (причем и ребром тоже).

Советы непоседам и всем остальным

Если ребенок быстро теряет интерес к рисованию, используйте такую игру: на листе белой бумаги предварительно обычной парафиновой свечкой нарисуйте что-нибудь — мишку, бабочку, цветок — а потом вместе с малышом ищите, кто спрятался, закрашивая лист красками. Но помните, что не следует за один раз использовать все известные вам приемы.

Еще несколько маленьких советов — дети обожают рисовать мелками, но, чтобы они получили еще большее удовольствие, дайте им не белую, а черную бумагу. А малыша, который не проявляет интереса к рисованию вообще, можно заинтересовать следующим, правда, довольно трудоемким для родителей, методом: на бумагу наносится цветной произвольный рисунок (можно просто цветовые пятна), покрывается парафином от свечки, а сверху ровно закрашивается черной гуашью, чтобы малыш не увидел подлога. И даете ему в руки острую палочку — пусть рисует «царапками», ищет, что же спрятано под «бумагой». И желаю творческих удач вам и вашим малышам!

0a2e0ccc4567d6f96a215df60659b422b40e4f8b52 1319140951_1576625