Чистая, правильная речь — одно из важнейших условий нормального психического развития человека. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового и интересного, может выразить свои желания, мысли, требования. К сожалению, количество детей с речевыми нарушениями в последнее время сильно увеличилось, что резко ограничивает их общение с окружающими людьми. Дети с речевыми нарушениями быстро утомляются, отвлекаются, не удерживают в памяти задания, часто не могут довести начатое дело до конца, а активный словарь в количественном отношении значительно беднее, чем у сверстников с нормальной речью.
Чем раньше родители начнут обращать внимание на речевые недостатки ребёнка, тем быстрее и эффективнее произойдет речевое созревание.
В нашем детском саду учителя — логопеды проводят консультации для родителей (детей 3-4 лет), семинары – практикумы. Задача учителя- логопеда, состоит в том, чтобы помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребёнка, выбрать правильное направление домашнего обучения, вооружить определёнными знаниями и умениями, методами и приёмами преодоления речевого нарушения.
Несколько рекомендаций родителям:
- Проводите артикуляционную гимнастику — это гимнастика для губ, языка, нижней челюсти. Научите ребёнка перед зеркалом открывать и закрывать рот, поднимать вверх язык, делать его широким и узким, удерживать в правильном положении.
- Быстрая речь неприемлема в разговоре с ребёнком. Говорите ясно, чётко, внятно называя предметы правильно. При разговоре с ребёнком не кричите. Не позволяйте ребёнку говорить быстро.
- Дыхательная гимнастика тоже важна для становления речи. Чтобы выработать воздушную струю, необходимую для произнесения многих звуков, научите ребёнка дуть тонкой струйкой на лёгкие игрушки, шарики, кораблики на воде (щёки раздувать нельзя).
- Развивайте мелкую моторику рук – чаще лепите с ребёнком из пластилина, вырезайте ножницами разные фигурки из цветной бумаги, используйте разного вида «шнуровку», игры с песком.
- Говорите с ребенком – сначала называя окружающие предметы, позже – действия, затем признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте в слух и обосновывайте свои суждения.
- Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь иллюзии, что вы обо всем уже знаете. Открывайте мир с вашим ребенком.
- Сделайте свои увлечения предметом общения с ребенком.