Get Adobe Flash player

Программа «Развитие+»

Образовательная деятельность с детьми 3 – 7 лет в нашем детском саду осуществляется по программе «Развитие+», созданной коллективом Учебного центра «Развитие» имени Л.А. Венгера.

Основная цель программы — развитие умственных и художе​ственных способностей ребенка, а также специфических дошкольных видов деятельности.

Основные идеи программы:

  • ребенок развивается наилучшим образом, если он включен в активную деятельность;
  • каждый ребенок развивается в своем темпе, но все дети проходят через типичные периоды (стадии) развития;
  • для успешного развития ребенка необходимо объединение усилий всех членов семьи, педагогов и специалистов;
  •  родители — лучшие педагоги для своего ребенка и главные заказчики образовательных услуг.

В основе программы «Развитие+» — два теоретических положения.

Первое — это теория А.В. Запорожца о самоценности дошколь​ного периода развития. Установ​ка на «самоценность» подразумевает отсутствие какого бы то ни было насилия над ребенком, навязывания ему чуждых его интере​сам и склонностям видов деятельности и форм обучения.

Второе — это концепция Л.А. Венгера о развитии способно​стей, которые понимаются как универсальные действия ориенти​ровки в окружающем с помощью специфических для дошкольника образных средств решения задач.

Программа «Развитие+» состоит из 13 разделов:

  1. Сенсорное воспитание (направлено на развитие восприятия ребенка на основе культурных средств).
  2. Ознакомление с пространственными отношениями (направлено на использование наглядных моделей для ориентировки и составление таких моделей).
  3. Развитие элементов логического мышления (посвящен оперированию простейшими классами).
  4. Развитие элементарных математических представлений (знакомит с основными количественными отношениями).
  5.  Овладение основами первоначальной грамоты (посвящен изучению звукового анализа слова, дифференциации звуков, умению правильно ставить ударение и т.д.).
  6. Ознакомление с художественной литературой и развитие речи (направлен на ознакомление с литературой, составлению рассказов).
  7. Конструирование (посвящен конструированию по схеме).
  8. Развитие экологических представлений (знакомит с представлениями о живой и неживой природе, особенностях растений и животных).
  9. Изобразительное искусство (знакомит с композицией рисунка, графическими образами).
  10. Игра (раздел посвящен свободной творческой игре и межличностным отношениям в ней).
  11. Режиссерская игра (посвящены игре по сценарию, разыгрыванию сюжетов; учит сопровождению действия словом и выражению голосом действия персонажа).
  12. Художественное конструирование (учит строить композиции на разные темы, при использовании сенсорных эталонов; при этом необходимое преобразование объектов развивает мышление).
  13. Выразительное движение (учит передавать язык жестов и мимику).

Дети младшей группы занимаются в нашем дошкольном учреждении самыми важными для их возраста видами деятельности – игрой, конструированием, рисованием. Большое внимание педагогами уделяется организации деятельности по сенсорному воспитанию, на которой малыши, играя в дидактические игры, незаметно для себя овладевают такими свойствами окружающих предметов, как цвет, форма, величина.

В средней группе появляются новые виды деятельности (ознакомление с природой, математика и ознакомление с пространственными отношениями).

В старшей и подготовительной группах образовательная деятельность по математике и грамоте имеет не узкопрагматический характер (научить чтению и счету), но и общеразвивающий (дети проводят звуковой анализ слова, сравнивают числа между собой).

Особое место занимает ознакомление с логическими отношениями – с помощью средств – моделей, схем (круги Эйлера, древо и т.д.) дети упражняются в анализе-синтезе, учатся делать умозаключения, выводы.

При реализации образовательной программы «Развитие+» воспитатели работают в режиме проектирования: сначала педагог определяет, на каком уровне находятся дети данной возрастной группы, как «входят» в программу и т.д. Затем выбирается стратегия, то есть конкретные способы реализации программы. Реализуя задуманное, педагог осуществляет гибкое руководство, постоянно ориентируется на ребенка. Работа в режиме проектирования дает воспитателю ту свободу творчества, без которой   невозможно развитие интеллектуальных и творческих способностей детей.