Показ доступных ребенку приемов изображения обогатит рисование, даст малышу возможность отражать в рисунке что-то новое, чего он раньше не умел. Но делать это надо осторожно, учитывая возраст ребенка и естественное развитие его рисовальных движений.
Первые несколько месяцев надо посвятить развитию у ребенка естественных рисовальных движений. Когда рука окрепнет, он сможет хорошо удерживать в ней карандаш, осознанно повторить ранее произведенное движение, вот тогда и можно обогащать рисование малыша.
Новые приемы рисования следует показывать при изображении самых несложных предметов. Эти приемы должны быть самыми простыми. Например, прием примакивания — кисть, смоченная в краске, прикладывается всем ворсом к бумаге, получается отпечаток, который может быть листочком, огоньком, следом от ноги, летящим снежком, цветком и т. д.
Показывать этот прием нужно, соединяя с задачей образного отражения действительности.
Для этого надо вырезать силуэт дома из темной бумаги, рассмотреть его с ребенком: «Смотри, как в домике темно. Еще не пришли люди и не зажгли свет. Зажги ты свет в окошечках, чтобы было светло». При этом показать, как прикладывая кисть, смоченную в какой-нибудь светлой краске (желтой, белой, розовой), всем ворсом к бумаге и ставя рядами пятнышки, можно «зажечь» в доме огоньки.
Такое простое действие ребенок с удовольствием повторяет, хотя ровные ряды у него могут и не получаться. И вот дом с освещенными окнами готов. Как не порадоваться получившемуся результату. «Вот как много светлых окошек стало в доме! Это люди вернулись в свои квартиры и включили свет». А в дни новогодних праздников можно вырезать из зеленой бумаги (но не глянцевой, на ней краска не ложится) елочку и предложить ребенку «зажечь» на елочке разноцветные огоньки, чтобы она была нарядной. Огоньки изображаются так же, как свет в окошках: прикладыванием кисти всем ворсом к бумаге (напомнить малышу это действие). И опять ребенок доступными ему средствами создаст образ нарядной новогодней елки. Если в семье есть ребенок постарше (7—8 и более лет), то елочку малышу может вырезать он.
Для таких занятий лучше использовать краски «гуашь». Они продаются отдельными флаконами и наборами. Краску перед рисованием надо разводить до густоты жидкой сметаны и совсем немного, лучше не во флаконе (краска от этого портится), а в небольшом сосуде: в розетке, стеклянной баночке (из-под мази), в пластмассовых крышечках, которыми закрываются баночки с краской, и т. п. Если краска разведена нежидко, она дает яркий, сочный цвет и быстро сохнет. Гуашь — кроющая непрозрачная краска, поэтому ею можно рисовать не только на белой, но и на цветной бумаге (не глянцевой). Для начала достаточно одной краски.
Кисть надо давать смоченной в воде, тогда краска лучше набирается на ворс. Рисование такого типа можно проводить неоднократно, меняя цвет краски. Так, вырезав силуэт платья, можно предложить детям украсить пятнышками платьице, шапочку, чашку и т. п. А затем можно дать детям бумагу в форме круга и сказать: «Вот тарелочка, нарисуй, как на ней много ягод».
Таким простым приемом (примакиванием кисти) дети могут изображать некоторые явления природы, которые они наблюдают и которые вызывают у них живой эмоциональный отклик. Для этого нужны темный (синий, серый) лист бумаги и белая краска…
Когда ребенок познакомится с краской и кистью, научится правильно использовать их, сам обмакивать кисть в краску (обычно при систематических занятиях и внимании со стороны взрослых это происходит к 3—3,5 годам; если же рисует малыш редко, от случая к случаю, то позднее — к 4—5 годам), краску можно предоставлять ему в свободное пользование, предлагая рисовать, что он хочет. Но и в процессе таких занятий нужно обращать внимание на то, как ребенок держит кисть, и учить его правильным приемам рисования.
В условиях коллективного воспитания, в детском саду, в группе третьего года жизни детей еще не учат промыванию кисти. Но в семье, где обычно взрослый занимается с одним-двумя детьми, к 3 годам можно научить ребенка промывать кисть сначала в конце занятия, чтобы ребенок привыкал оставлять ее чистой, а затем и в процессе занятия, после того как порисовал одной краской и хочет рисовать другой. Для промывания кисти лучше всего использовать обычную стеклянную пол-литровую банку, наливая в нее воды не до самых краев (иначе вода при промывании в ней кисти будет выплескиваться).
Малышу нужно показать, как, опустив кисть до самого дна банки, легкими движениями поводить ею о дно. При таком способе кисть лучше промоется. После промывания ее нужно обмакнуть о тряпочку или бумажную салфетку, чтобы снять с нее лишнюю влагу (иначе краска, взятая на слишком мокрую кисть, будет жидкой). Не нужно вытирать кисть, от этого портится ее ворс. Умение ребенка промывать кисть позволит ему при использовании различных красок обогатить цветовую сторону рисунка.
В этот период изобразительной деятельности цвет не выступает для ребенка как неотъемлемое свойство предмета. Его больше интересует сам процесс изображения. Поэтому малыша не смущает, что в его распоряжении имеется всего одна краска или один фломастер. Он может изобразить все, что запечатлелось в его памяти об окружающих предметах и явлениях. Он может нарисовать красное солнышко, а затем этим же цветом и домик, и травку. Не нужно говорить ребенку, что травка не бывает красного цвета. Придет время, и он сам не захочет все изображать одним цветом. (Для детей 5—7 лет цвет становится характерным признаком предмета, и они стремятся передавать его верно, за исключением тех случаев, когда их фантазия ведет к созданию сказочных образов или декоративных композиций, где цвет используется условно.) Но цветовое восприятие у маленьких детей необходимо развивать, знакомить их с цветом предметов, учить сравнивать предметы по цвету.
Выше мы говорили о необходимости показывать детям простые приемы изображения. Кроме указанных приемов рисования — приманивание кистью, которым надо учить малышей, можно показать прием рисования линий разного характера. Научившись рисовать свободно и уверенно разнообразные линии, ребенок сможет изображать самые различные предметы, состоящие из линий. Да и сама линия должна представать перед ребенком не просто как линия, а как предмет: дорожка, палочка, карандашик и т. п. Поэтому, показывая этот способ рисования, нужно сказать: «Смотри, как можно нарисовать дорожку (ниточку, прутик)…» А волнистая линия может быть и ручейком, который бежит по камешкам, извиваясь, и дымом, который идет из трубы, и веревочкой, и проволочкой, и лесной тропинкой, петляющей среди деревьев и кустов. Важно только, чтобы предложенное содержание было знакомо ребенку, чтобы напоминание вызывало образ, иначе рисование приобретет формальный характер.
Показывая малышу, например, прием рисования волнистой линии, взрослые должны называть знакомый ребенку предмет, чтобы вызвать образное представление: «Я сейчас нарисую, как бежит ручеек. Помнишь, мы с тобой видели ручеек? А теперь давай вместе с тобой нарисуем его». И взяв руку ребенка в свою, рисует вместе с ним волнистую линию. «А теперь ты сам нарисуй много ручейков», — говорит взрослый ребенку, предоставляя ему действовать самостоятельно. Или: «Смотри, я сейчас нарисую, как из той трубы, что видна в наше окно, идет дым». Если же ребенок не видел какого-то предмета или явления, то и называть его не следует.
Рисовать вместе с рукой ребенка в этом возрасте особенно целесообразно. Двигательный опыт малыша мал, в силу этого он не всегда может повторить действие взрослого, лишь посмотрев на него: «Давай вместе порисуем дорожки». И, взяв сверху руку малыша, держащую карандаш (кисть), вместе рисуют несколько линий. «Вот какие дорожки рисуем», — приговаривает мама. Психологи такое движение называют пассивным, потому что рука ребенка движется не сама, а управляется рукой взрослого. Но делать это необходимо и очень полезно, так как в это время ребенок не только наблюдает за нужным движением, которое должна произвести рука, но и чувствует его. После этого нужно предложить ребенку то же нарисовать самостоятельно. Может случиться, что малыш не сможет повторить движения или сделает его неверно. Значит, у него еще очень невелик двигательный опыт, поэтому каждое новое рисовальное движение он осваивает с трудом. Не следует из этого делать вывод, что ребенок не способен к рисованию.
Одновременно с рисованием разнообразных линий можно подводить детей к изображению предметов округлой формы. В жизни ребенок видит множество предметов такой формы. Поэтому, научившись рисовать круг, ребенок приобретает возможность изображать любые круглые предметы. Происходит это постепенно, по мере развития руки ребенка и овладения рисованием.
Вначале эта форма выходит несколько угловатой. Не всегда еще начало и конец линии сходятся, иногда линии получаются спиральными. Важно другое: малыш осваивает новое для него движение, движение по кругу, и соотносит его с необходимостью изобразить предметы округлой формы.