Get Adobe Flash player

Консультация учителя-логопеда

Чистая, правильная речь — одно из важнейших  условий нормального психического развития человека. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового и интересного, может выразить свои желания, мысли, требования. К сожалению, количество детей с речевыми нарушениями  в последнее время сильно увеличилось, что резко ограничивает их общение с окружающими людьми. Дети с речевыми нарушениями быстро утомляются, отвлекаются, не удерживают в памяти задания, часто не могут довести начатое дело до конца, а активный словарь в количественном отношении значительно беднее, чем у сверстников с нормальной речью.

Чем раньше родители начнут обращать внимание на речевые недостатки ребёнка, тем быстрее и эффективнее  произойдет речевое созревание.

В нашем детском саду учителя — логопеды проводят консультации для родителей (детей 3-4 лет), семинары – практикумы. Задача учителя- логопеда, состоит в том, чтобы помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребёнка, выбрать правильное направление домашнего обучения, вооружить определёнными знаниями и умениями, методами и приёмами преодоления речевого нарушения.

Несколько рекомендаций родителям:

  • Проводите артикуляционную гимнастику — это гимнастика для губ, языка, нижней челюсти. Научите ребёнка перед зеркалом открывать и закрывать рот, поднимать вверх язык, делать его широким и узким, удерживать в правильном положении.
  • Быстрая речь неприемлема в разговоре с ребёнком. Говорите ясно, чётко, внятно называя предметы правильно. При разговоре с ребёнком не кричите. Не позволяйте ребёнку говорить быстро.
  • Дыхательная гимнастика тоже важна для становления речи. Чтобы выработать воздушную струю, необходимую для произнесения многих звуков, научите ребёнка дуть тонкой струйкой на лёгкие игрушки, шарики, кораблики на воде (щёки раздувать нельзя).
  • Развивайте мелкую моторику рук – чаще лепите с ребёнком из пластилина, вырезайте ножницами разные фигурки из цветной бумаги, используйте разного вида «шнуровку», игры с песком.
  • Говорите с ребенком – сначала называя окружающие предметы, позже – действия, затем признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте в слух и обосновывайте свои суждения.
  • Любознательные дети растут у  любознательных родителей. Не поддавайтесь иллюзии, что вы обо всем уже знаете. Открывайте мир с вашим ребенком.
  • Сделайте свои увлечения предметом общения с ребенком

  ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

ЗАНЯТИЕ 1.

1. Дыхание животом лёжа.

Предложите ребёнку лечь на спину и «покачать» на животике игрушку (мишку, куклу).

— Вдохни через нос так, чтобы кукла поднялась высоко вверх. Вытяни губы трубочкой и медленно выдохни воздух через рот.

Повторить упражнение ещё 3 раза.

2. Выработка ротового выдоха.

Предложить ребёнку подуть на лёгкие кораблики, плавающие в воде.

— Подуй на кораблик сильно и долго, чтобы он доплыл до дальнего берега.

ЗАНЯТИЕ 2.

1. Дыхание животом стоя, левая рука на животе.

Попросите ребёнка положить левую руку на живот, чтобы контролировать правильность дыхания.

А) – Вдохни через нос, выдохни через рот (губы трубочкой).

Б) – Вдохни через нос, а на выдохе говори: «а-а-а-а».

В) – Вдохни через нос, а на выдохе говори: «ау-ау-ау».

Г) – Вдохни через нос, а на выдохе считай: «один, два, три» (или до 5).

Упражнения повторять по 3 раза.

 2. Выработка ротового выдоха.

Предложить ребёнку подуть на воздушные шарики.

ЗАНЯТИЕ 3.

1. Дыхание животом стоя, левая рука на животе, с движениями правой рукой.

Попросите ребёнка положить левую руку на живот, чтобы контролировать правильность дыхания.

А) – Вдохни через нос и подними правую руку вверх, как крыло. Выдохни через рот (губы трубочкой), опуская правую руку вниз.

Б) – Вдохни через нос, «крыло» вверх, а на выдохе говори: «а-а-а-а» и медленно опускай «крыло».

В) – Вдохни через нос, правая рука вверх, а на выдохе говори: «ау-ау-ау» и опускай руку вниз.

Г) – Вдохни через нос, правая рука вверх, а на выдохе считай: «один, два, три» (или до 5) и опускай руку.

Упражнения повторять по 3 раза.

2. Выработка ротового выдоха.

 Предложить ребёнку подуть на вертушки.

ЗАНЯТИЕ 4.

 1. Дыхание животом с мячом.

 А) – Вдохни через  нос. Выдыхая через рот (губы трубочкой), ударь мячом в пол 3 раза.

Б) – Вдохни через нос, на выдохе отбивай мяч от пола и говори: «а-а-а-а».

В) – Вдохни через нос, на выдохе отбивай мяч от пола и считай удары (до 3-5).

Если трудно отбивать мяч об пол, можно отбивать рукой по столу, барабану, бубну.

2. Выработка ротового выдоха.

Предложить ребёнку подуть на бумажные фигурки.

ЗАНЯТИЕ 5.

 1. Дыхание животиком с произношением слов вместе со взрослым.

Предложить ребёнку произносить слова вместе.

— Вдох носом и на выдохе вместе скажем: УТЮГ, СОК, СОБАКА, СУМКА, УТКА.

СОБАКА ЗЛАЯ. УТКА ПЛАВАЕТ. СОК ИЗ СМОРОДИНЫ. УТЮГ ГЛАДИТ.

 2. Выработка ротового выдоха.

Предложить ребёнку подуть на пёрышки.                                                                                         

ЗАНЯТИЕ 6.

 1. Дыхание животиком с произношением слов за взрослым.

— Я говорю слово, а ты делаешь вдох через нос и медленно повторяешь слово на выдохе. МАШИНА. КРАСНАЯ МАШИНА. КРАСНАЯ ЛЕГКОВАЯ МАШИНА. КРАСНАЯ ЛЕГКОВАЯ МАШИНА «МЕРСЕДЕС».

Подберите ещё 2 подобных ряда слов для этого занятия.

2. Выработка ротового выдоха.

Предложить ребёнку выдувать мыльные пузыри.

ЗАНЯТИЕ 7.

1. Дыхание животиком в спонтанной речи.

Предложить ребёнку вместе прочитать рассказ.

— Я читаю первое предложение, а ты вдыхаешь воздух через нос и повторяешь его на выдохе. Потом я читаю второе предложение и так до конца рассказа.

Подбирайте рассказы (стихи) с короткими предложениями из 3 – 5 слов.

Пошёл кот на речку. Стал рыбу ловить. Закинул удочку и ждёт. Вытащил кот ерша. «Маленькая рыбка», — подумал кот. Насадил червяка на крючок. Ещё раз закинул удочку. Вытащил кот окуня. «Окунь тоже маленький», —  подумал кот. В третий раз закинул удочку. Поймал кот большую щуку. Утащила щука кота в речку.

 2. Выработка ротового выдоха.

Предложить ребёнку надуть воздушный шарик.

Игры и игровые упражнения

(игровой и занимательный материал

для логопедических занятий)

 

Игра «Дождик»

Описание: У детей на пальцах руки маленькие бумажные шапочки капелек. Дети повторяют за логопедом фразы и выполняют соответствующее движение.

Логопед:

Дождик капает с утра (пальцы барабанят по поверхности стола),

Нам гулять идти нельзя.

Будем с дождиком играть,

Будем капельки считать.

Капля первая большая (большой палец руки)

На нос села мне играя.

А вторая как слеза (указательный палец скользит по щеке)

По щеке моей сползла.

Третья капелька – на лбу

Мне сказала: «Отдохну» (средний палец).

И четвертой место есть,

На плечо можно присесть (безымянный палец).

А для пятой капли я

Две ладошки припасла (обе ладошки вместе).

Пока с каплями играли,

Тучки в небе убежали.

Солнце светит нам опять,

Значить, можно погулять (снять с пальцев руки шапочки – капельки, пробежаться пальцами по поверхности стола).

 

Игра [укажи предметы]

 

учитель-логопед

Эта игра может быть использована, как фрагмент занятия. По аналогии можно добавить количество слайдов-картинок или создать презентацию-игру на другой звук. Использовать такие игры можно и на занятиях по обучению грамоте, и при знакомстве с новой лексической темой, но на материале тех звуков, которые были ранее изучены.

 

Игра [определи место звука в слове]

 

Эта игра поможет детям в необычной форме (на мониторе компьютера) определять место звука в слове. Данный материл развивает фонематические представления, зрительное восприятие, мышление.

 

Комплексно-речевая игра [Любобытный кенгуру]

КОМПЛЕКСНО-РЕЧЕВАЯ    ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА      «ЛЮБОПЫТНЫЙ КЕНГУРУ”

Практика работы с детьми логопатами показала, что добиться положительных результатов в коррекционной работе, наряду с другими традиционными формами работы, можно и  при использовании в логопедической работе комплексно-игровых приемов, которые в педагогической практике коррекции речи выигрывают своей новизной и актуальностью. Сюжетно-тематическая организация коррекционных игр более целесообразна для активизации речи, развития  познавательных процессов и соответствует детским  психофизическим данным, так как в игре максимально  реализуются  потенциальные возможности детей.