Конструирование с детьми — это деятельность, в которой дети создают из разных материалов (картона, бумаги, природных материалов, конструкторов и строительных наборов) поделки и постройки. Это сложный вид деятельности для детей.
Конструирование у детей имеет свои особенности:
- их постройки и поделки не являются материальными или культурными ценностями
- детское конструирование бывает изобразительным и техническим. Изобразительное конструирование — постройки детей, с которыми они не играют. Но оно тоже полезное и нужное, так как помогает детям добиваться определенного сходства с предметами. Техническое конструирование — постройки, с которыми дети будут играть, например, автобус из стульев (сходство с предметами не очень большое).
Виды конструирования:
- из строительного материала
- из бумаги и картона
- из бросового материала или из готовых форм
- из природного материала
Конструирование из строительного материала
Конструирование из строительного материала считается наиболее легким и доступным для детей видом. Поэтому использовать его можно с самого раннего возраста детей — примерно с 9-10 месяцев. В зависимости от размера и способа использования строительный материал делят на настольный (мелкий), крупный (для игр на полу), материал для игр на улице. Строительный материал бывает геометрический (набор разнообразных геометрических форм) и тематический («Архитектор», «Подъемный кран» и т.д.). Недостаток тематического строительного материала: из него можно создать постройки на одну или несколько тем; преимущества — помогает наиболее точно создавать постройки. Тематические наборы могут использоваться как самостоятельный материал для конструирования и как дополнительный к основному строительному набору.
Конструкторы отличаются от строительного набора тем, что все детали соединяются винтами, гайками. и т.д.
Конструирование из бумаги и картона
Конструирование из бумаги и картона — это довольно сложный вид конструирования, поэтому применять его лучше с детьми с 4-5 лет. Особенностью этого вида конструирования является то, что из плоского листа бумаги или картона создается объемный предмет.
Способы изготовления поделок из бумаги:
- сгибание и разгибание листа бумаги пополам (лист надо отжать и погладить)
- сгибание и склеивание (здесь наиболее часто используются полосы бумаги)
- сгибание, надрезание и склеивание
- складывание бумаги в разных вариантах
- использование выкроек
Здесь важно дать детям понятие о том, что существуют условные обозначения действий:
— — — — — сгиб
____ разрезание
Конструирование из бросового материала или из готовых форм
Готовые формы — это различные коробки из-под спичек, духов, баночки из-под кремов, йогуртов, катушки, пробки, пластиковые бутылки и т.д.
В качестве дополнительного материала используют бумагу, картон, нитки, кусочки ткани, проволоку, крупу, макаронные изделия. Детали поделки склеиваем клеем ПВА, «Феникс», «Момент», «Супер-клей».
С маленькими детьми лучше использовать клейстер из крахмала или муки. Он безопасен для здоровья ребенка, потому что без запаха и при попадании на кожу ребенка не вызовет никакой аллергической реакции. Рецепт клея: 2 чайные ложки муки (крахмала), 1 стакан воды. В кипящую воду постепенно засыпаем муку или крахмал, постоянно помешивая смесь. Когда она закипит, снимаем с огня и остужаем. Клей готов.
Способы работы:
1. соединение готовых форм без их изменения + добавление небольших деталей
2. частичное изменение готовых форм (например, надрезать н0жницами или удалить какую-нибудь часть коробки)
3. изготовление и присоединение подвижных частей
Конструирование из природного материала
При работе с природными материалами у детей развиваются фантазия и творчество. Начинают этот вид конструирования с детьми примерно с 1 года и 3-5 месяцев, используя сырой песок. Дети строят из песка с помощью ведерка, лопатки и формочек горки, дорожки, пирожки, куличики и разные фигурки.
Начиная с 4-5 лет можно делать поделки из природного материала. Во время прогулок вместе с детьми собираем сухие листья, кору, декоративные травы, желуди, ветки. Но собираем так, чтобы не нанести вред природе. собирать такие материалы лучше в конце лета или осенью, когда они приобретут красивые оттенки и окрепнут. Собранные растения подвешиваем пучками головами вниз подальше от яркого света и отопительных приборов. Основания для поделок: высушенные апельсиновые корки, спилы деревьев, кора, ветки, скорлупа от грецких орехов. Нельзя использовать материалы, которые могут нанести травму ребенку.
Поделки из природного материала не рекомендуется окрашивать, сочетать с другими материалами. А пластилин лучше подбирать так, чтобы он подходил по цвету.
Материалы сайта www.liliya-vasilevskaya.ru