Летние каникулы прекрасная возможность для родителей пообщаться с ребенком, посетить выставку, спектакль или цирковое представление, погулять в парке. А можно вместе с детьми поиграть дома: ведь в совместной игре ребенок познает мир, а вы своего ребенка!
«Танцы». Развиваются социальные навыки, общая моторика, ориентация в пространстве, мышление, умение выражать свои эмоции.
Включите весёлую танцевальную музыку и немного послушайте её. Предложите ребёнку потанцевать, но с одним условием: можно двигать только той частью тела, на которую вы укажете: например пальцем, рукой, ногой, плечом, головой и т.д. Периодически во время танца дотрагивайтесь до той или иной части тела — тогда ребёнок должен менять движения.
Затем потанцуйте вместе, по очереди называя части тела, которыми будете двигать.
«Волшебная картинка». Развиваются социальные навыки, речь, моторика рук, мышление, умение выражать свои эмоции.
Подберите плоские (абсолютно безопасные для ребёнка) предметы с рельефным рисунком (монета, лист дерева, кредитная карточка, медальон и т.д.). Сложите их в бумажный пакет так, чтобы ребёнок не видел. Положите на стол этот пакет, листы белой бумаги и карандаши. Сядьте за стол вместе с ребёнком. Попросите его закрыть глаза, а сами тем временем положите один из предметов из пакета под лист бумаги. Теперь пусть ребёнок откроет глаза и заштрихует карандашом бумагу, чтобы появилась волшебная картинка. Сможет ли он угадать, какой предмет находится под листом бумаги? Проделайте то же самое с другими предметами.
Предложите ребёнку найти предметы, из которых могут получиться волшебные картинки. Обсудите с ним, почему с помощью одних предметов они получаются, а с другими нет.
«Переделай комнату». Развиваются социальные навыки, аналитическое мышление, речь, зрительная память.
Попросите ребёнка внимательно осмотреть комнату и запомнить, что и где находится. Затем пусть он выйдет за дверь. Поменяйте местами предметы в комнате: например положите подушку на покрывало, переверните вверх ногами картину на стене, повесьте туфли туда, где должна висеть рубашка, и т.д. Пригласите ребёнка войти и осмотреться. Спросите его, что изменилось в комнате. Когда ребёнок всё заметит, поменяйтесь ролями: выйдите из комнаты, а он пусть внесёт изменения.
Заранее уберите все опасные предметы.
«Вырази свои эмоции». Развиваются социальные и актёрские навыки, моторика рук, аналитическое мышление, умение выражать эмоции.
Вырежьте из журналов картинки с изображением людей, выражающих различные эмоции: страх, радость, удивление и т.д. Обсудите с ребёнком, что люди чувствуют в этот момент и как они это выражают. Сложите картинки в стопку лицевой стороной вниз. Пусть ребёнок возьмёт первую картинку (так, чтобы вы не видели её лицевой стороны), рассмотрит её и без слов передаст эмоции изображённого человека. Попытайтесь угадать, что он изобразил. Затем поменяйтесь ролями.
Попробуйте передать те или иные эмоции только при помощи рук.
«Исправь ошибки». Развиваются социальные навыки, мышление, внимание, обогащается словарный запас.
Соберите предметы, которые ассоциируются один с другим: например компоненты бутерброда (хлеб, масло, колбаса), предметы одежды (майка, рубашка, брюки) и др. Начните, например, делать бутерброд, но нарочно перепутайте некоторые действия. Скажите: «Сначала намазываем хлеб на масло…» Ребёнок должен заметить, что это неправильно. Продолжайте выполнять действия, нарочно допуская ошибки. Ребёнок должен замечать их и исправлять.
Поменяйтесь ролями. Теперь пусть он что-то делает не так, а вы исправляете ошибки.
Помогайте ребёнку, если у него возникнут затруднения.
«Рисуй под музыку». Развиваются фантазия и воображение, моторика рук, умение выражать эмоции, социальные навыки, формируется самосознание.
Запишите на диск музыку разных жанров: классическую, популярную, рок, хип-хоп, кантри, детскую и т.д. Причём каждый отрывок должен звучать не менее одной и не более трёх минут. Положите перед ребёнком листы бумаги и фломастеры (карандаши). Попросите его нарисовать всё, что захочется, и включите музыку. Со сменой музыки пусть ребёнок возьмёт новый лист бумаги и начнёт рисовать что-нибудь другое. Прослушайте, таким образом, весь диск. Поставьте диск ещё раз. Сможет ли ребёнок вспомнить, какой рисунок и под какую музыку он сделал? Обсудите с ним, что он чувствовал и что хотел выразить под тот или иной музыкальный фрагмент.
Можно рисовать под звуки живой и неживой природы, под звуки города и т.д.
«Я уже умею». Развиваются аналитическое мышление, моторика рук, умение решать поставленную задачу, формируется самосознание.
В верхней части листа ватмана напишите: «Я умею!» Затем запишите всё, что ваш ребёнок умеет делать сам. Например: «чистить зубы», «одеваться», «кормить собаку» и т.д. Старайтесь пополнять список каждый день, записывайте даже самый незначительный навык. Периодически просматривайте список вместе с ребёнком, чтобы он видел и осознавал, насколько быстро растёт и развивается.
Продолжите игру после каникул.
«Сделай цепочку». Развиваются математические способности, аналитическое мышление, моторика рук, воображение.
Выберите какую-то значимую дату: например день рождения вашего ребёнка или другой праздник. Помогите ребёнку сосчитать, сколько дней до этой даты осталось. Нарежьте полоски цветной бумаги для звеньев цепочки — по одной на каждый оставшийся день (пронумеруйте их), и одну полоску для самого события. На ней напишите название ожидаемого события. Покажите, как склеить полоски в звенья цепочки и соединить их между собой. Звено под номером один присоедините к звену, на котором написано название события. Соберите, таким образом, всю цепочку. Пусть ребёнок каждый день отрывает последнее звено в цепочке. Так он будет знать, сколько дней осталось до важного события.