Игра как средство воспитания
Будучи увлекательным занятием для дошкольников, игра вместе с тем является важнейшим средством их воспитания и развития. Но это происходит тогда, когда она включается в организуемый и управляемый педагогический процесс. Развитие и становление игры в значительной степени происходит именно при использовании ее как средства воспитания.
Руководствуясь требованиями «Программы воспитания в детском саду», педагог отбирает и планирует программное содержание, которое должно быть усвоено детьми в играх, четко определяет дидактические и игровые задачи, действия и правила, предполагаемый результат. Он как бы проектирует весь ход игры, не разрушая ее своеобразия и самодеятельного характера.
Включая игру в педагогический процесс, воспитатель учит детей играть, создавать, по словам А. С. Макаренко, «хорошую игру». Для такой игры характерны следующие качества: воспитательно-познавательная ценность содержания, полнота и правильность отражаемых представлений; целесообразность, активность, организованность и творческий характер игровых действий; подчинение правилам и способность руководствоваться ими в игре с учетом интересов отдельных детей и всех играющих; целенаправленное использование игрушек и игровых материалов; доброжелательность отношений и радостный настрой детей.
Руководя игрой, воспитатель воздействует на все стороны личности ребенка: на его сознание, чувства, волю, поведение, использует ее в целях умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания.
В процессе игры уточняются и углубляются знания и представления детей. Чтобы выполнить в игре ту или иную роль, ребенок должен свое представление перевести в игровые действия. Иногда знания и представления о труде людей, о конкретных действиях, взаимоотношениях оказываются недостаточными, и возникает необходимость в их пополнении. Потребность в новых знаниях выражается в вопросах детей. Воспитатель отвечает на них, прислушивается к разговорам во время игры, помогает играющим установить взаимопонимание, договоренность.
Следовательно, игра не только закрепляет уже имеющиеся у детей знания и представления, но и является своеобразной формой активной познавательной деятельности, в процессе которой они под руководством воспитателя овладевают новыми знаниями.
Воспитатель использует содержание игр для формирования у детей положительного отношения к социалистической действительности, любви к Родине, своему народу, учит их правилам общественного поведения, проверяет, как они усвоены, и закрепляет их. В игре и через игру воспитатель развивает у дошкольников такие качества, как смелость, честность, инициатива, выдержка.
Игра — это своего рода школа, в которой ребенок активно и творчески осваивает правила и нормы поведения советских людей, их отношение к труду, общественной собственности, их взаимоотношения. Она является той формой деятельности, в которой в значительной мере формируется общественное поведение самих детей, их отношение к жизни, друг к другу.
Организуя игру, руководя ею, воспитатель воздействует на коллектив детей и через коллектив на каждого ребенка. Становясь участником игры, ребенок сталкивается с необходимостью согласовывать свои намерения и действия с другими, подчиняться правилам, которые устанавливаются в игре.
Вне педагогического руководства игры детей могут иногда оказывать и нежелательное влияние. Н. К. Крупская писала: «Есть игры, вырабатывающие жестокость, грубость, разжигающие национальную ненависть, плохо действующие на нервную систему, вызывающие азарт, тщеславие. И есть игры, имеющие громадное воспитывающее значение, укрепляющие волю, воспитывающие чувство справедливости, умение помогать в беде и т, д. и т. п.».
Чтобы использовать положительное влияние игры и не допустить возникновения нежелательных игр, нужно учить детей различать, что хорошо и что плохо, воспитывать активное стремление к хорошему и неприязнь к плохому. С этой целью воспитатель через игру и в игре раскрывает детям смысл тех или иных положительных фактов, дает их оценку, вызывает у ребят желание подражать им и тем самым формирует их отношение к тому, что отображается в игре.
Воспитатель широко использует игру как средство физического воспитания. Большинство игр требует активных движений, которые усиливают кровообращение, способствуют более полному и глубокому обмену веществ. Двигательная активность содействует формированию правильной осанки, развитию координации движений, их красоты. Однако неправильно было бы думать, что игра является средством физического воспитания сама по себе. Без педагогического руководства игра может принести вред физическому развитию детей. Иногда они переутомляются, находясь продолжительное время в одной и той же позе (сидение на корточках) или, наоборот, чрезмерно много двигаясь. Поэтому воспитатель прежде всего заботится о соблюдении гигиенических условий для игр детей.
Используя четкую, постепенно развивающуюся систему игр, педагог повышает эффективность физического развития дошкольников. Он создает у них радостное, бодрое настроение в игре, а положительное эмоциональное состояние — это залог полноценного физического и нервно-психического развития ребенка и вместе с тем условие воспитания жизнерадостного, доброжелательного характера.
Игра широко используется и как средство эстетического воспитания, потому что дети отражают окружающий их мир через роль, образ. Огромное значение в игре имеет воображение — создание образов на основе ранее полученных впечатлений. В содержание многих игр включаются знакомые песни, танцы, стихи, загадки. Все это позволяет воспитателю углублять эстетические переживания детей. Нередко в играх они украшают свои постройки, используют элементы ряжения, что содействует воспитанию художественного вкуса.
Таким образом, игра является средством всестороннего воспитания и развития детей.
«Запрещенное движение»
Цель: развивать внимание, наблюдательность и ловкость. Ребенок стоит напротив взрослого, который предлагает выполнять за ним все движения, кроме «запрещенного» (оно заранее обусловливается). Например, нельзя выполнять движение руки в стороны. Взрослый начинает делать разнообразные движения, а ребенок повторяет за ним. Неожиданно взрослый выполняет «запрещенное» движение. Если малыш ошибся и выполнил его, он «штрафуется». Штраф может быть таким: проскакать на одной ноге по кругу, отгадать загадку, потанцевать и т. д. Продолжительность игры 6—8 мин.
«Зайди в дом»
Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве.
На расстоянии 5—6 м от проведенной на земле линии чертят круг диаметром 1,5 м. Ребенок с завязанными глазами, стараясь идти в нужном направлении, должен зайти в «дом» (круг). Если в игре принимают участие несколько детей, можно провести между ними соревнование — кто точно попадет в «дом». Повторить 5—6 раз.
«Кольцеброс»
Цель: развивать ловкость и глазомер.
Палку высотой 70—80 см втыкают в землю или закрепляют на подставке. С расстояния 4—6 шагов ребенок старается набросить на нее фанерные (резиновые) кольца диаметром 15—20 см. Если соревнуются несколько детей, то каждый из них бросает по 4—5 колец. Выигрывает тот, кто набросит больше колец. Повторить 4—5 раз.
«Мяч в кольцо»
Цель: совершенствовать умение метать мяч в цель одной и обеими руками.
Ребенок стоит в 3 м от стойки, на которой закреплено кольцо диаметром 30—40 см на высоте 140—160 см. Мяч бросают двумя руками, а затем одной, стараясь попасть в кольцо. Эту игру можно провести в виде соревнования. Дети бросают мяч по очереди. Побеждает тот, у кого больше попаданий в кольцо.
«Мяч в воздухе»
Цель: совершенствовать умение метать и ловить мяч.
Двое играющих стоят в 3—4 м друг от друга и перебрасывают мяч. Третий стоит между ними и старается поймать его, когда мяч пролетает над ним. Если мяч будет пойман, водящий становится вместо того, кто бросал мяч, а он занимает место водящего. Продолжительность игры 8—10 мин.
«Снайперы»
Цель: совершенствовать умение метать предметы в цель.
Ребенок стоит у проведенной на земле линии на расстоянии 4—5 м от цели (дерево, пенек, обруч на земле и т. д.) и бросает мяч (шишку) обусловленное количество раз правой и левой рукой, стараясь попасть в нее. Если в игре принимают участие несколько детей, между ними проводится соревнование на лучшего «снайпера». Побеждает тот, у кого больше попаданий в цель. Повторить 3—4 раза.
«Школа мяча»
Цель: совершенствовать умение метать и ловить мяч.
Подбросить мяч вверх и поймать его одной рукой. Подбросить мяч вверх, хлопнуть в ладони (1—2 раза) и поймать его двумя руками. Перебрасывать мяч из правой руки в левую и наоборот. Ударить мяч об стену. Когда он упадет на землю и отскочит, поймать его. Ударить мяч об стену, бросив его из-за спины, из-за головы, и. поймать. Ударить мяч об стену и повернуться на 360°. После того как мяч упадет на пол и отскочит, поймать его. Подбросить мяч вверх, повернуться кругом и поймать его двумя руками. Подбросить мяч вверх, присесть, встать и поймать его.
«Кегли»
Цель: развивать глазомер и меткость броска.
Кегли (деревянные или пластмассовые) расставляют на ровной площадке на 15—20 см друг от друга в два-три ряда по три-четыре. Ребенок с расстояния 4—5 м от первого ряда кеглей катит шар одной рукой, стараясь сбить какую-нибудь из них. За каждую сбитую кеглю он получает очко.