Несколько слов о конструкторе, ибо в последнее время наблюдаю к нему интерес со стороны ребенка. Да, бывают самостоятельные моменты, когда ребенок увлеченно что-то строит сам, но все же, в нашем случае, в игре с конструктором необходима поддержка и направление. Во-первых, он не относится к группе самых любимых игрушек. А это значит, ребенок может быстро переключить внимание на более интересное занятие. А во-вторых, ребенок еще не почувствовал весь интерес от самого процесса. Значит надо научить его играть, вовлечь в нее и показать, что интересным может быть не только по результат, а сам процесс.
И поэтому мне хочется поделиться тем, как играем в конструктор мы. Тем, как можно заинтересовать ребенка конструируя. К тому же это замечательная развивающая игрушка, которую можно преподнести в различных вариантах.
1. Конструировать по шаблону или нет?
Можно по всякому :), к тому же каждый такой вариант имеет свою ценность и чему то учит ребенка. Давайте разберем конструирование по шаблону.
Итак в этом варианте:
- фантазия ребенка ограничена определенными рамками и, если ребенок креативный и творческий он способен привнести что-то свое. Можно предположить, что шаблонное конструирование в скором времени ему надоест и это с подвигнет его на создание своих моделей;
- ребенок учится работать со схемой. Сопоставляет и переносит элементы конструктора с картинки и в действительность;
- ролевая игра, как правило возникает после того, когда модель сконструирована. То есть, как правило, в конструировании по шаблону интересует конечный вариант;
- на первых этапах, ребенок нуждается в помощи взрослых, имею ввиду маленьких детей.
А теперь разберем свободное конструирование и выделим такие моменты, как:
- фантазия ребенка не ограничена и он изначально учится конструировать свои модели. Учится планировать, определять цель и переносить ее в действия;
- ролевая игра может начаться до того, как ребенок взял конструктор в руки. То есть по ходу своей ролевой игры ребенок конструирует;
- помощь взрослых может не понадобится, конечно, если ребенок знаком с конструктором. На первых этапах ребенок не будет строить сложные модели, так как у него есть одна ценная черта, он видит в нескольких элементах, соединенных между собой, определенный объект. Думаю, не раз наблюдали за ребенком, что взяв, к примеру, пробку — она становится автомобилем, а камушек водителем. Точно также и с конструированием, буквально 2 — 3 элемента могут быть уже домом, машиной и так далее. По ходу игры может, возникать необходимость в том, чтобы эту конструкцию дополнить, достроить.
И поговорим о том, что можно применить и в том и другом случае ;).
Обсуждаем с ребенком строительство конструкции. Ставим и озвучиваем цели. Обращаем внимание на то, как крепятся детали, какой они формы, цвета, длины. Обсуждаем строительство. Спрашиваем ребенка, как лучше, а как правильно. Интересуемся его мнением. Просим ребенка, чтобы он показал нам, как правильно, и что для этого необходимо.
Назначаем ребенка помощником. Причем в такой форме, чтобы вы и сами были его помощником. Каламбур? Попробую объяснить. Помощник — это не только тот кто подносит и подает. А тот, кто активно помогает в конструировании: советует, строит, исправляет, показывает.
Просим ребенка направлять нас. Чаще спрашиваем и просим показать, чтобы сделал сам. Примеряем элементы, таким образом, чтобы ребенок увидел нашу ошибку и постарался сам ее устранить. Становимся неумехами или очень занятыми, в том плане, что строим свою конструкцию и у нас нет еще пары рук, чтобы сразу делать и у ребенка. Поэтому пробуем направить словесно, организовываем его действия, подбадриваем.
Своими действиями необходимо побуждать ребенка к самостоятельному конструированию.
Очень удобно в конструировании развивать элементарные математические навыки. Например, прошу подать три зеленых длинных элемента. А для ясности, что я имею ввиду, могу показать этот элемент на картинке. Не жду, когда ребенок найдет и подаст мне этот элемент, а прошу найти еще два красных колесика с зубчиками. Обращаю внимание на то, что именно с зубчиками.
Таким образом, ребенок учится улавливать просьбу на слух, учится находить то что прошу. К тому же не прошу считать, а подвожу к счету и ребенок начинает самостоятельно считать детали. Очень редко в игре с конструктором прошу считать, по большей части анализирую сама. То есть озвучиваю, что нашел мало и не хватает еще одной, двух или четырех элементов. Точно также в меньшую сторону.
Порой изображаю, что ищу вместе с ребенком, просто оглядывая место «свалки» конструктора и не двигаясь с места. Изображаю для того, чтобы создалось впечатление, что ищем как бы вместе, а на самом деле ищет только ребенок. К тому же в это время мои руки заняты тем, что держат конструкцию или детали к ней, то есть у меня есть повод, чтобы не принимать более активное участие.
В том случае, если ребенок не находит деталь — ищу деталь активней, подхожу, перебираю, но все равно делаю вид, что не нахожу, зачем ребенку давать повод сдаться. Порой незаметно, кладу нужную деталь прямо перед ребенком и он находит или показываю, где ему искать, и в этом случае он находит ее снова сам. Однако все происходит в меру и игра не утомляет, и не кажется затянувшейся.
Мне нравится, что играя с конструктором, ребенок развивает крупную моторику, здесь идет акцент на координацию движений. Конечно, конструкторы разные, но это присутствует в каждом, что нельзя сказать о мелкой моторике. Замечательно, когда конструктор содержит детали развивающие пальчики, то есть мелкую моторику. В нашем конструкторе, это болты с шайбами, которые закручиваем и откручиваем.
Самое главное и ценное — это то, что конструктор, как и любая другая игра, сближает с ребенком. Мы общаемся и заняты общим делом, что и объединяет.
Материалы с сайта http://www.poznaemigraya.ru/