Доступные меры борьбы с вредоносными факторами просмотра ТВ

Глупо отрицать развивающий и обучающий потенциал телевизионных и компьютерных технологий. Даже обыкновенный просмотр телевизионных программ и мультфильмов может продвинуть ребенка в развитии и приобретении социальных навыков. Наблюдается тенденция к появлению специальных детских программ и целых каналов. В то же время существует масса аргументов, свидетельствующих о вре­де компьютера и телевизора. К счастью, большая часть из них — мифы. Современная медицинская наука может четко указать на основные негативные аспекты.

      С эволюцией мониторов основными проблемными моментами остались:
• гиподинамия (отсутствие движеия);
• нарушение осанки;
• ухудшение зрения;
• перестраивание ЦНС на более быструю информацию.
Как это влияет на обучение в шко­ле? Мозг ребенка перепрограммирован на использование очень быстрых обра­зов и изменяющихся звуков. Как след­ствие, ребенок не может перестроить­ся на восприятие медленных образов, которые часто сопровождаются един­ственным звуком — голосом учителя. Ребенок уже не может сидеть в клас­се часами каждый день, с одной и той же доминирующей зрительной точкой, слушать одного человека, если его мозг постоянно работает совершенно в другом ритме.
nika_tele_tpa3
1. Борьба с гиподинамией
Уста­новите прямую связь между временем, проведенным перед телевизором или за компьютером, и физической нагрузкой ребенка. Например, ребенок «зараба­тывает» каждые 15 минут перед экра­ном выполнением комплекса физических упражнений, по интенсивности прибли­жающихся к пределу возможностей ре­бенка. Например, если вы знаете, что ребенок максимально может присесть 20 раз, то попросите его присесть 30 раз за два подхода. Плюс отжаться от пола 15 раз (за сколько угодно подхо­дов) при максимально возможном для ребенка количестве 5 раз за один под­ход. Очень хорошо, если ребенок вы­полнит несколько заданий на растяж­ку (достать до пола кулаком, при этом стоя на прямых ногах и т.п.). Большая амплитуда упражнений также привет­ствуется. Наклоны, перемена исходного положения упражнения на горизон­тальное (отжимание от пола, «лодоч­ка», «ласточка») помогают бороться с венозным застоем.
2. Нарушение осанки
Следи­те за удобством мебели и правильно­стью посадки ребенка (без искривле­ний, опор на одну руку, не полулежа и т.п.). Уместно посадить ребенка на жесткий стул со спинкой и контролировать его осанку в течение четверти часа. Проблемы (если они есть) бы­стро себя проявят. Целесообразно за­писать свои наблюдения и изложить их на плановом или внеочередном визите к ортопеду. Кроме того, не забывайте об упражнениях «лодочка», «ласточка»,
наклонах до пола и т.п.
3. Ухудшение зрения
Вредным считается просмотр фильмов и теле­программ только при сильном напря­жении глаз, как бы пристальном наблюдении за картинкой. В просмотре в обычном режиме некоторые специ­алисты видят даже пользу для зрения.
   При просмотре ТВ расстояние от экрана должно быть удобно при теку­щем состоянии зрения.
    Ребенок должен:
• сидеть напротив экрана, а не сбо­ку от него;
• держать голову прямо, без накло­на вперед или в стороны;
• регулярно моргать;
• глубоко дышать, но при этом не доходить до гипервентиляции, поте­ри сознания;
• перемещать глаза по всему экра­ну, не задерживаясь на одном месте.
      Время от времени просите ребен­ка закрыть глаза (мягко, не жмурясь), чтобы дать им отдохнуть.
    При работе и игре на компьютере монитор следует располагать немного ваше уровня глаз, рабочее место долж­но быть хорошо освещено, но свет не должен бить в глаза.
Необходимо проводить гимна­стику для глаз.
 —  Зажмуривание чередуем с широ­ким открытием глаз.
 — Вращение глаз без поворота го­ловы: сначала в одном, а потом в дру­гом направлении
 — Учащенное моргание в течение (30—60 с).
 — Массаж век круговыми движения пальцев (30—60 с).
Допустимо применение самых различных вариаций гимнастики для глаз. Их достаточно много в специализированной литературе. И уже неплохо просто сказать ребенку: «Отверни ненадолго от экрана, зажмурь глаза и поморгай».
 4. Ускорение параметров восприятия информации
Необходимо выбирать для детей программы, соответствующие их возрасту, выполнять простые комплексы упражнений, способных задействовать чувство равновесия и вестибулярный аппарат (качание на качелях, игры на балансирных снарядах). Такие занятия стали ос­вой целого ряда программ «мозжчкоковой стимуляции». Например, пграмма «Прорыв в учебе» (Learning Breakthrough Program) была разработана именно для улучшения академической успеваемости в школе. Она представляет комплексы продуманных «вестибулярных» упражнений (от подбрасывания мешочка с песком до проведения подвешенного к потолку мячику по сложной траектории), выполняемых на балансирной доске доске Билго, разработчика данной программы. В процессе применения «вестибулярных упражнений» (мозжечковой стимуляции) мозг и тело ребенка учатся воспринимать медленную информацию через координационные физические упражнения. Умение воспринимать разную по скорости (насыщености) мультисенсорную информацию является основой обучения в школе.
 Категорически запрещается маленьким детям смотреть «взрослую рекламу!
     Родители не способны обеспечить регулярность выполнения ребенком физических пауз и зарядки для глаз. В зависит от степени их ответственности и веры в необходимость и эффективность предлагаемых мер. В идеале рекомендуется выработать у ребенка собственный алгоритм просмотра телепередач.