Глупо отрицать развивающий и обучающий потенциал телевизионных и компьютерных технологий. Даже обыкновенный просмотр телевизионных программ и мультфильмов может продвинуть ребенка в развитии и приобретении социальных навыков. Наблюдается тенденция к появлению специальных детских программ и целых каналов. В то же время существует масса аргументов, свидетельствующих о вреде компьютера и телевизора. К счастью, большая часть из них — мифы. Современная медицинская наука может четко указать на основные негативные аспекты.
С эволюцией мониторов основными проблемными моментами остались:
• гиподинамия (отсутствие движеия);
• нарушение осанки;
• ухудшение зрения;
• перестраивание ЦНС на более быструю информацию.
Как это влияет на обучение в школе? Мозг ребенка перепрограммирован на использование очень быстрых образов и изменяющихся звуков. Как следствие, ребенок не может перестроиться на восприятие медленных образов, которые часто сопровождаются единственным звуком — голосом учителя. Ребенок уже не может сидеть в классе часами каждый день, с одной и той же доминирующей зрительной точкой, слушать одного человека, если его мозг постоянно работает совершенно в другом ритме.
1. Борьба с гиподинамией
Установите прямую связь между временем, проведенным перед телевизором или за компьютером, и физической нагрузкой ребенка. Например, ребенок «зарабатывает» каждые 15 минут перед экраном выполнением комплекса физических упражнений, по интенсивности приближающихся к пределу возможностей ребенка. Например, если вы знаете, что ребенок максимально может присесть 20 раз, то попросите его присесть 30 раз за два подхода. Плюс отжаться от пола 15 раз (за сколько угодно подходов) при максимально возможном для ребенка количестве 5 раз за один подход. Очень хорошо, если ребенок выполнит несколько заданий на растяжку (достать до пола кулаком, при этом стоя на прямых ногах и т.п.). Большая амплитуда упражнений также приветствуется. Наклоны, перемена исходного положения упражнения на горизонтальное (отжимание от пола, «лодочка», «ласточка») помогают бороться с венозным застоем.
2. Нарушение осанки
Следите за удобством мебели и правильностью посадки ребенка (без искривлений, опор на одну руку, не полулежа и т.п.). Уместно посадить ребенка на жесткий стул со спинкой и контролировать его осанку в течение четверти часа. Проблемы (если они есть) быстро себя проявят. Целесообразно записать свои наблюдения и изложить их на плановом или внеочередном визите к ортопеду. Кроме того, не забывайте об упражнениях «лодочка», «ласточка»,
наклонах до пола и т.п.
наклонах до пола и т.п.
3. Ухудшение зрения
Вредным считается просмотр фильмов и телепрограмм только при сильном напряжении глаз, как бы пристальном наблюдении за картинкой. В просмотре в обычном режиме некоторые специалисты видят даже пользу для зрения.
При просмотре ТВ расстояние от экрана должно быть удобно при текущем состоянии зрения.
Ребенок должен:
• сидеть напротив экрана, а не сбоку от него;
• держать голову прямо, без наклона вперед или в стороны;
• регулярно моргать;
• глубоко дышать, но при этом не доходить до гипервентиляции, потери сознания;
• перемещать глаза по всему экрану, не задерживаясь на одном месте.
Время от времени просите ребенка закрыть глаза (мягко, не жмурясь), чтобы дать им отдохнуть.
При работе и игре на компьютере монитор следует располагать немного ваше уровня глаз, рабочее место должно быть хорошо освещено, но свет не должен бить в глаза.
Необходимо проводить гимнастику для глаз.
— Зажмуривание чередуем с широким открытием глаз.
— Вращение глаз без поворота головы: сначала в одном, а потом в другом направлении
— Учащенное моргание в течение (30—60 с).
— Массаж век круговыми движения пальцев (30—60 с).
Допустимо применение самых различных вариаций гимнастики для глаз. Их достаточно много в специализированной литературе. И уже неплохо просто сказать ребенку: «Отверни ненадолго от экрана, зажмурь глаза и поморгай».
4. Ускорение параметров восприятия информации
Необходимо выбирать для детей программы, соответствующие их возрасту, выполнять простые комплексы упражнений, способных задействовать чувство равновесия и вестибулярный аппарат (качание на качелях, игры на балансирных снарядах). Такие занятия стали освой целого ряда программ «мозжчкоковой стимуляции». Например, пграмма «Прорыв в учебе» (Learning Breakthrough Program) была разработана именно для улучшения академической успеваемости в школе. Она представляет комплексы продуманных «вестибулярных» упражнений (от подбрасывания мешочка с песком до проведения подвешенного к потолку мячику по сложной траектории), выполняемых на балансирной доске доске Билго, разработчика данной программы. В процессе применения «вестибулярных упражнений» (мозжечковой стимуляции) мозг и тело ребенка учатся воспринимать медленную информацию через координационные физические упражнения. Умение воспринимать разную по скорости (насыщености) мультисенсорную информацию является основой обучения в школе.
Категорически запрещается маленьким детям смотреть «взрослую рекламу!
Родители не способны обеспечить регулярность выполнения ребенком физических пауз и зарядки для глаз. В зависит от степени их ответственности и веры в необходимость и эффективность предлагаемых мер. В идеале рекомендуется выработать у ребенка собственный алгоритм просмотра телепередач.