Достижения детей старшей группы, приобретаемые в результате образовательной работы по разделам программы «Развитие+»
Здоровье
Наличие представлений и потребности в здоровом образе жизни
Высокий уровень. У детей есть интерес и желание заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила поведения, связанные с гигиеной, режимом, закаливанием и др.
Средний уровень. По предложению взрослого включаются в выполнение
физкультурных и спортивных упражнений, правил гигиены.
Низкий уровень. Не понимают смысла соблюдения правил здорового образа жизни,
выполняют их после многократных напоминаний.
Физическая культура
Высокий уровень. Умеет ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп.
Умеет выполнять упражнения на статическое и динамическое равновесие.
Умеет перебрасывать набивные мячи (вес 1 кг), бросать предметы в цель из разных исходных
положений, попадать в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3-5 м, метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5-12 м, метать предметы в движущуюся цель;
владеть школой мяча.
Умеет лазать по гимнастической стенке (высота 2,5 м) с изменением темпа.
Умеет прыгать на мягкое покрытие с высоты (20-40 см); мягко приземляться, прыгать в
обозначенное место с высоты 30 см, длину с места на расстояние не менее 80-100 см, с разбег
100-180 см, в высоту с разбега (не менее 40-50 см), прыгать через короткую и длинную
скакалку разными способами.
Умеет перестраиваться в колонну по трое, четверо, в 2-3 круга на ходу, в две шеренги после
расчета на первый-второй, размыкаться в колонне, шеренге; соблюдать интервалы во время
передвижения, выполнять повороты направо, налево, кругом.
Умеет четко принимать исходные положения, выполнять четко, ритмично, в заданном темпе.
Может самостоятельно скатываться с горки, выполнять повороты, катать друг друга на санках.
Умеет скользить по ледяным дорожкам, выполняя задание.
Умеет ходить на лыжах переменным скользящим шагом на расстояние 2-3 км, подниматься
на горку и спускаться с нее, тормозить при спуске.
Может самостоятельно сохранять равновесие на коньках, кататься по прямой, отталкиваясь
поочередно, тормозить.
Умеет кататься на двухколесном велосипеде и самокате.
Умеет плавать произвольно.
Участвует в играх с элементами спорта (городки, баскетбол, бадминтон, футбол, хоккей,
настольный теннис).
Организовывает знакомые подвижные игры, придумывает с помощью воспитателя игры на
заданные сюжеты.
Безопасность
Распознание опасных ситуации, принадлежащих к знакомому типу (не только те, которые обсуждались), определяет, в чем состоит опасность, кому она угрожает.
Знание того, какие правила безопасного поведения следует выполнять для предотвращения ситуаций, относящихся к знакомому типу, объясняет, почему надо поступать тем или иным образом.
Действие в соответствии с правилами безопасного поведения, руководствуется ими в повседневной жизни.
Знание того, как поступать в случае возникновения отдельных ситуаций (обсуждаемых ранее), представляющих опасность для самого ребенка, окружающих людей, предметов, объектов природы. Знание того, к кому из взрослых обратиться в случае возникновения опасных ситуаций, на что обратить их внимание.
Высокий уровень. Дети определяют, в чем состоит опасность, кому она угрожает не только в уже знакомых ситуациях, но и в тех, которые ранее не обсуждались. Называют правила безопасного поведения, которые следует выполнять для предотвращения этих ситуаций, и объясняют причины выбора этих правил.
Следуют правилам безопасного поведения в повседневной жизни: в спортивных и других играх, в ходе занятий физкультурой, художественным творчеством, в транспорте, при общении с животными, при передвижении по городу, в лесу и т.д.
При игровом моделировании опасной ситуации (обсуждение которой проводилось) находят способы и средства действий, позволяющие выйти из нее с наименьшими потерями. Находят взрослого, к которому следует обратиться за помощью, и объясняют ему, что произошло.
Средний уровень. Ребенок ошибается или испытывает затруднения при определении, в чем состоит опасность, кому она угрожает в ситуации, которая относится к рассматриваемому типу, но не рассматривалась ранее. Не может самостоятельно сформулировать правила безопасного поведения, которые следует выполнять для предотвращения этой ситуации. При помощи взрослого выполняет задание.
В повседневной жизни не всегда следует правилам безопасного поведения.
При игровом моделировании опасной ситуации (знакомой) требуется помощь взрослого для отыскания средств и способов действий, позволяющих выйти из нее с наименьшими потерями.
Низкий уровень. Ребенок даж:е с помощью взрослого не может определить, в чем состоит опасность, кому она угрожает в предъявленной ситуации (не обсуждаемой ранее), какие правила безопасного поведения следует выполнять для предотвращения этой ситуации.
В повседневной жизни часто нарушает правила безопасного поведения.
При игровом моделировании опасной ситуации (знакомой) даже с помощью взрослого не может найти средства и способы действий, позволяющие выйти…
Игра
1. Сюжетная игра
Высокий уровень. Свободно владеет ролью, реализующими ее предметными действиями активно пользуется ролевой и комментирующей (поясняющей) речью; умеет использовать смену роли, совмещение ролей как средство развертывания интересного сюжета.
Всегда имеет много замыслов, готов подхватить и развить замыслы других (сверстников, взрослого).
Часто является инициатором игры со сверстниками, может увлечь своим замыслом и организовать 2-3 детей, предложив всем подходящие по смыслу роли.
Активно создает предметную игровую обстановку под свой замысел или изменяет ее по ходу игры.
Средний уровень. Накопил достаточно большой арсенал сюжетов, но внутри них -стереотипен, мало собственных инноваций.
Внутри «наигранных» сюжетов успешно реализует роли в комплексе предметных действий и ролевой речи, но не использует смену роли как средство творческого развертывания сюжета.
В совместной игре может сам найти себе смысловое место, если сверстники разыгрывают «накатанный» сюжет инновации в их игре ставят в тупик приводят к вьпадению из общей игры (ребенок, находясь в общем физическом поле, оказывается выброшенным из общего сюжетного движения). Скорее прикрепляется к имеющейся предметной обстановке, нежели активно раздает ее.
Низкий уровень. Сюжеты игры включают узкий круг тематических содержаний, стереотипны. В игре мало ролевой и комментирующей речи, в основном — действия, реализующие роль в предметном плане.
Не умеет гибко и своевременно реагировать на замыслы сверстников и соответствующим образом перестраивать свое ролевое поведение, изменять роль по ходу игры.
В совместной игре со сверстникам и чаще все го выступает как исполнитель предписанных ему сверстниками действий.
Использует готовую предметную обстановку для игры, привычно (как бы автоматически) «встраиваясь» в нее.
2. Игра с правилами
Высокий уровень. Отчетливо понимает, что выигрьш — это не успех всех, а дисбаланс конечных результатов в пользу одного; обнаруживает стремление к выигрышу.
Контролирует действия партнеров в соответствии с правилами; чувствителен к нарушениям, оказывает им сопротивление (порицание, апелляция к правилам, угроза выйти из игры), сам подчиняется требованиям сверстников.
Достаточно свободно вербализует при необходимости правила игры, критерии выигрыша.
В ситуации с незнакомым игровым материалом может предложить новые правила (по аналогии со знакомыми играми); при поддержке взрослого делает это с увлечением.
Активно пользуется жребием-считалкой и использует результаты жребия при распределении функций в игра
Средний уровень. Тщательно соблюдает внешнюю картину совместной игры; замечает нарушения правил, но не слишком требователен к нарушителю и даже копирует нарушения вслед за партнером как «интересный» момент игры.
Важна слаженная совместность в игре; всегда стремится к доигрыванию кона вслед за победителем, чтобы достичь выигрыша, как и другие (феномен коллективного выигрыша»), т.е. нет четкого понимания выигрыша как первенства одного.
При обращении к жребию-считалке склонен использовать ее в своих интересах -растягивая или сокращая слова.
Низкий уровень. Плохо координирует свои действия с партнерами; в основном,
направлен на собственное выдерживание внешней картины игры [действия с игровым материалом в определенном порядке),т.е. выполняет правила действий «для себя»; или -типичен другой вариант невзирая на правила, стремится к тому, чтобы у него все было как у партнеров(столько же карточек, та кое же положение фишки и т.п.), т.е. ориентирован не на выигрыш, а на равенство результатов.
В сфер контроля, в основном, попадает правило очередности (действий участников или правильная последовательность действий); не чувствителен к нюансам нарушения правил.
К жребию (считалке) обращается редко и использует его скорее как внешний атрибут игры, не применяя результаты жребия к дальнейшим действиям.
Социализация
1. Эмоциональная отзывчивость к чувствам других детей и взрослых.
Высокий уровень: Ребенок умеет выражать свои чувства словами при общении с другими, а также передавать свое состояние с помощью средств художественной выразительности. Умеет сопереживать, сочувствовать героям прочитанных произведений, а также другим детям в группе при возникновении конфликтных ситуаций.
Средний уровень: Ребенок может выразить свое чувство словами, когда взрослый просит его об этом в момент переживания им чувства. При возникновении конфликтной
ситуации с другим ребенком, он может заметить чувства последнего, когда воспитатель обращает его внимание на это, называя чувства другого ребенка.
Низкий уровень: Ребенок не умеет выражать свои чувства словами, не принимает правила выражения чувств, принятые в группе, даже если взрослый напоминает об этом. Испытывает трудности при передаче различных чувств с помощью средств художественной выразительности (рисунок чувства, маска и т.д.). Не умеет сочувствовать, сопереживать другим людям, не понимает их переживаний.
2. Компромиссное взаимодействие с другими детьми и взрослыми.
Высокий уровень: При взаимодействии с другими ребенок старается следовать правилам коммуникации, принятым в группе, знает их. Для ребенка имеет важное значение совместное взаимодействие с другими детьми. Ради него он готов договариваться, идти на компромисс, если нужно — уступать. Может свободно обращаться к воспитателю с вопросами или просьбами, если у него есть в этом потребность.
Средний уровень: Ребенок иногда забывает о правилах коммуникации, принятых в группе, но может вспомнить его, когда взрослый обращается к нему с вопросом о правиле. Для ребенка важно участие в совместных играх и занятиях с другими детьми, по он не всегда может договориться с другим ребенком без помощи взрослого.
Низкий уровень: Ребенок сложно взаимодействовать с другими детьми, он не хочет уступать и договариваться с другими детьми, даже когда воспитатель помогает в этом. Ребенок склонен избегать ситуации взаимодействия с другими в случае возникновения конфликта.
ПОЗНАНИЕ
Сенсорное воспитание
Использование эталонных представлений в самостоятельной деятельности
Высокий уровень. Самостоятельно используют представления о сенсорных эталонах и их разновидностях в различных деятельностях: изобразительной, конструктивной, игровой.
Средний уровень. Могут использовать представления о эталонах цвета, формы и величины и их разновидностях в самостоятельной деятельности по рекомендациям взрослых.
Низкий уровень. В самостоятельной деятельности могут опираться лишь на самые простые эталонные представления.
Ознакомление с пространственными отношениями
1 .Ориентировка на участке детского сада с помощью готового плана.
Высокий уровень. Дети могут ориентироваться в реальном пространстве, находя обозначенные на плане объекты и предметы (или находят на плане реальные объекты)
Средний уровень. Ошибается в прочтении плана или местонахождения объектов. Ребенок исправляет ошибки, если взрослый помогает соотнести план с реальными объектами, обращает его внимание на основные ориентиры.
Низкий уровень. Затрудняются в прочтении плана: не понимают смысла обозначений на плане, не могут соотнести план с местностью.
2. Ориентировка в открытом пространстве с помощью пространственных предлогов и наречий.
Высокий уровень. Ребенок ориентируется в пространстве с помощью предлогов и наречий (за — перед, далеко — близко, над — под, у, около, назад — вперед), исходя из собственной пространственной позиции.
Средний уровень. Ребенок не всегда может сориентироваться в пространстве по словесной инструкции, содержащей пространственные предлоги и наречия.
Низкий уровень. Ребенок совершает грубые ошибки при ориентировке в пространстве по словесной инструкции.
Развитие элементарных математических представлений
Сравнение множеств предметов с помощью различных моделей (фишек, счетов, графического изображения попарно расположенных значков) и без них.
Высокий уровень. Дети могут выстроить различные модели или использовать готовые модели для установления соотношения множеств предметов.
Средний уровень. Дети ошибаются в выстраивании модели или установлении соотношения множеств по модели, но выполняют задание при пошаговом руководстве их действий педагогом.
Низкий уровень. Дети не могут выстроить модель или сделать вывод о соотношении предметов даже при пошаговом руководстве, не понимают смысла использования модели.
Конструирование
1. Овладение действиями построения графической модели реального предмета или
его конструкции.
Высокий уровень. Правильно и последовательно называют и выделяют в конкретном образце ( предмете или постройке) сначала основные функциональные и структурные части, затем второстепенные, выбирают для каждой части соответствующие графические фигуры -заместители, определяют местоположение каждой в пространстве всей схемы предмета в целом. Самостоятельно или с помощью воспитателя проверяют правильность составленной графической модели путем ее соотнесения с конкретным объектом.
Средний уровень. Затрудняются в самостоятельном анализе и отображении объекта или конструкции, требуется пошаговое руководство педагога, иногда с закрыванием и постепенным открыванием предмета по мере его изображения его частей в схеме.
Низкий уровень. Даже при пошаговом руководстве ребенок создает схему сильно отличающуюся по внешнему виду от объекта.
2. Умение разрабатывать замысел конструкции и конструировать по замыслу.
Высокий уровень. Дети самостоятельно заранее, до начала практических действий с
материалом, выбирают тему будущей постройки. Охотно используют при обдумывании замысла схематический набросок предмета с изображением его основных частей и особенностей его общего контура. Способ соединения и размещения предполагаемых деталей намечают фрагментарно. Первоначальный замысел удерживают и развивают в процессе практического воплощения.
Средний уровень. Дети называют предмет, который предполагают построить, необходимый материал, намечают схему будущей постройки в общем виде, в процессе конструирования могут несколько видоизменить тему, но созданная постройка узнается как заранее названный предмет.
Низкий уровень. Созданная детьми постройка почти не распознается как запланированный предмет, в постройке не отражены основные части предмета.
Логика
1.Умение устанавливать родо-видовые отношения между понятиями
Высокий уровень. Подбирают родовое понятие к группе видовых и наоборот могут назвать два-три видовых понятия к родовому.
Средний уровень. Называю лищь один из существенных признаков родового понятия (например, игрушки — в это играют), к родовому подбирают два видовых понятия
Низкий уровень. Не подбирают родового понятия
2. Представления о сериационных отнощениях между понятиями
Высокий уровень. Отвечают на вопрос воспитателя о выраженности одного (общего для всех) признака без графического изображения сериационного ряда.
Средний уровень. Справляются с заданием, построив на листе бумаги сериационный ряд
Низкий уровень. Не могут ответить на вопрос о выраженности признака
Развитие экологических представлений
1. Представления о растениях, животных и условиях обитания в различных экологических системах (лес, луг, водоем, город). Умение устанавливать взаимосвязи между живой и неживой природой, растениями и животными внутри экосистем с помощью модели.
Высокий уровень. Ребенок знает по 5-6 растений и животных, обитающих в лесу, на лугу, в водоеме, в городе. Самостоятельно использует или строит модель, отражающую взаимосвязи между живой и неживой природой, растениями и животными в экосистеме; может привести несколько примеров этих взаимосвязей.
Средний уровень. Ребенок знает по 3-4 растения и животных, обитающих в различных экосистемах. С помощью взрослого, обращающего внимание на соответствующую модель экосистемы, может привести 1-2 примера взаимосвязей в экосистеме.
Низкий уровень. Ребенок называет не более 1 растения или животного, обитающего в лесу, на лугу, в водоеме, в городе. Модель взаимосвязей в экосистеме не помогает ему рассказать ни об одной экосистеме и ее обитателях.
2. Освоение различных форм приобретения опыта (экспериментирование, проживание).
Высокий уровень. Ребенок может самостоятельно рассказать о свойствах воздуха и магнита, использовании их людьми, значении в природе, опасностях, связанных с воздухом (бурях, ураганах и т.д.). Экспериментируя, может самостоятельно сделать простейшие выводы о свойствах воздуха и магнита.
Сопереживает животным и растениям в реальной жизни, в процессе организованных наблюдений за объектами и явлениями природы, восприятия произведений детской литературы. Называет эмоциональные состояния животных; может изобразить в игре повадки, поведение или состояние животного или растения. Уход за растениями и
животными вызывает в ребенке положительный эмоциональный отклик и желание регулярно заниматься данной деятельностью.
Использует полученные представления в игре и других видах деятельности.
Средний уровень. Ребенок только с помощь взрослого может сделать выводы по результатам экспериментов о свойствах воздуха и магнита, об их использовании людьми, значении в природе, опасностях, связанных с воздухом (бурях, ураганах и т.д.). Включается в уход за растениями и животными только по побуждению взрослого. В играх не изображает повадки, поведение или состояние животного или растения, но может сделать это с подсказкой взрослого или других детей.
Использует полученные представления в игре и других видах деятельности, если ему об этом напоминает взрослый.
Низкий уровень. Ребенок не может сделать выводы по результатам экспериментов даже с помощью взрослого, не имеет представлений об использовании воздуха и магнита человеком, правилах безопасности, связанных с воздухом.
Не сопереживает персонажам художественных произведений о природе, не выражает желания выполнять какие-либо действия по уходу за растениями и животными даже по побуждению взрослого. В играх не изображает повадки, поведение или состояние животных даже по просьбе взрослого или других детей. Затрудняется в использовании пол)Д1енных представлений в игре и других видах деятельности.
ПОДГОТОВКА К ГРАМОТЕ
Развитие ориентировки в звуковой стороне речи: овладение звуковым анализом слов и построение модели звуковой структуры слов; дифференциация звуков по их качественной характеристике (гласные, согласные твердые и мягкие). Вычленение словесного ударения. Подбор слов на заданный звук.
1. Овладение звуковым анализом слов с последующим построением модели из заместителей звуков.
Высокий уровень. Ребенок самостоятельно строит модель слова из фишек-заместителей и может назвать все звуки в последовательности.
Средний уровень. Ребенок с помощью взрослого, который способствует интонационному выделению нужных звуков, устанавливает порядок следования звуков в слове, называет и обозначает их соответствующими фишками.
Низкий уровень. Ребенок не может даже с помощью взрослого не может назвать звуки слова в заданной последовательности и обозначить их фишками.
2. Различение звуков на гласные и согласные твердые и мягкие.
Высокий уровень. Дети самостоятельно различают звуки по их качественной характеристике и обозначают их соответствующими фишками.
Средний уровень. Ребенок может спутать цветовые обозначения звуков, но при наводящих вопросах взрослого исправляет ошибку. Подобные трудности связаны с качественной характеристикой звуков.
Низкий уровень. Ребенок при составлении модели манипулирует фишками, не
соотнося их цветовые обозначения с качественной характеристикой звуков. Дети не
дифференцируют звуки.
3. Вычленение словесного ударения.
Высокий уровень. Ребенок самостоятельно справляются с задачей, вычленяют ударный гласный звук, называют его и обозначают соответствующей фишкой.
Средний уровень. Ребенок правильно проставляет ударение, но не в состоянии произнести слово с соответствующей интонацией. Ребенок справляется с заданием с помощью взрослого, который акцентирует голосом ударение в слове.
Низкий уровень. Ребенок не в состоянии вычленить словесное ударение и после интонационного выделения взрослым ударного гласного звука. Ребенок, как правило, манипулирует обозначением ударения, ставя фишку в любое место.
4. Называние слов на заданный звук.
Высокий уровень. Ребенок самостоятельно подбирает слова с любого твердого или мягкого согласного звука.
Средний уровень. Ребенок справляется с заданием с помощью взрослого, наводящих вопросов и аналогичных заданию примеров.
Низкий уровень. Ребенок не включается в ситуацию, молчит или отвечает невпопад.
ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ
Овладение технической стороной письма и элементарными графическими умениями. Обведение KOHiypa предметов. Выполнение разных видов штриховки внутри контура и с выходом за него. Произвольное управление кистями и пальцами рук.
1. Точное обведение предмета по нанесенному контуру.
Высокий уровень. Ребенок точно обводит контур предмета по точкам.
Средний уровень. Ребенок обводит контур с небольшими искажениями (1-2 выхода за нанесенный контур предмета)
Низкий уровень, ребенок не может самостоятельно обвести контур предмета, линия прерывается и выглядит разорванными отрезками.
2. Штриховка предмета внутри его контура.
Высокий уровень. Ребенок выполняет частую штриховку внутри контзфа предмета.
Средний уровень. Ребенок выполняет частую штриховку с выходом за контур предмета.
Низкий уровень. Ребенок выполняет редкую штриховку с незначительным выходом за контур предмета.
3. Копирование рисунка.
Высокий уровень. Ребенок точно воспроизводит предмет.
Средний уровень. Ребенок воспроизводит, допуская несовпадения расстояний между точками в контуре предмета.
Низкий уровень. Ребенок допускает несовпадения расстояний между точками в контуре предмета и между предметами, искажения форм предметов.
4. Дорисовывание фигур.
Высокий уровень. Ребенок дорисовывает фигуры без ошибок. Средний уровень. Ребенок допускает разрывы между линиями.
Низкий уровень. Ребенок допускает разрывы между линиями при рисовании недостающих элементов, отсутствуют некоторые элементы
Чтение художественной литературы
1. Развитие эмоциональной отзывчивости.
Высокий уровень: Ребенок понимает во время чтения сказок и активно использует в речи эпитеты, антонимы, другие литературные средства для пересказа. Передает свое отношение к персонажам сказки в рисунках, аппликации с помощью цвета, размера и формы.
Средний уровень: Ребенок не может использовать самостоятельно литературные средства при пересказе, но с помощью наводящих вопросов взрослого может обозначать их в тексте. С помощью объяснений воспитателя может соотнести характеристики и отношение к персонажам сказок с изображением этих персонажей в рисунке или аппликации.
Низкий уровень: Ребенок не понимает смысла употребления в речи эпитетов, антонимов. Не понимает сути использования воображаемых средств (рисунка, аппликации, литературных средств) для передачи своего отнощения к персонажам сказок.
2. Построение наглядной пространственно-временной модели-плана сказки для ее разыгрывания.
Высокий уровень: Ребенок самостоятельно подбирает заместители к персонажам по заданному признаку (цвету, размеру, форме). Умеет размещать заместители и декорации на фланелеграфе в соответствии с событиями сказки. Исполняет свою роль словами и действиями, присущими персонажу в процессе чтения воспитателем сказки.
Средний уровень: Ребенок подбирает заместители к персонажам, когда взрослый обращает его внимание на признаки, ему присущие. Размещает заместители и декорации на фланелеграфе, кода воспитатель проговаривает последовательность событий сказки. Исполняет свою роль, подражая действиям воспитателя.
Низкий уровень: Ребенок не понимает сути использования пространственно-временной модели сказки. Испытывает трудности при размещении заместителей на фланелеграфе в соответствии с событиями сказки. Не удерживает принятой роли в процессе разьпрывания.
Изобразительное искусство
Создание выразительной живописной композиции с использованием действий преобразования при изображении пространственных взаимоотношений объектов и их движений.
Высокий уровень. Самостоятельно выбирают один из композиционно-пространственных вариантов работы и воплощают его.
Средний уровень. Испытывают трудности в изображении пространственных отношений между объектами в композиции или изображении действий этих объектов
Низкий уровень. Не справляются с созданием выразительной живописной композиции, создавая примитивный рисунок.
Высокий, средний, низкий уровень достижений каждого ребёнка может быть соотнесён с 3,2 и 1 баллами соответственно. После этого могут быть высчитаны средние уровни достижений по каждой образовательной области. По полученным результатам может быть вычерчен профиль достижений каждого ребёнка в конце учебного года.
Интегративные качества, возникающие у детей подготовительной к школе группы по итогам образовательной работы
Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.
Имеет представление об особенностях функционирования организма и здоровья. Получает представление о составляющих здорового образа жизни (питание, сон, солнце, воздух, вода, режим дня) и факторах разрушения здоровья. Могут охарактеризовать свое самочувствие.
Имеет представление о правилах выполнения физических упражнений (слушать сигнал, ждать друг друга, не толкаться, согласовывать свои действия с действиями партнера, контролировать и координировать движения). Ребенок выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, знает о том, чем они важны.
Любознательный, активный
Проявляет интерес к различным детским деятельностям. Активен во время взаимодействия с воспитателем, свободно обращается к воспитателю с вопросами, которые ему интересны, обсуждает с воспитателем интересующие его события, явления, проблемы. Интересуется окружающим миром, особенностями и свойствами природы, качествами предметов.
Эмоционально отзывчивый.
Эмоционально реагирует на художественные литературные произведения и произведения изобразительного искусства, мир природы, музыкальные произведения. Живо откликается на эмоции близких людей и друзей, сопереживает персонажам сказок, рассказов. Отражает эмоциональные переживания в игре, продуктивных видах деятельности.
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Может быть инициатором совместной деятельности, взаимодействия в ней становятся длительными, устойчивыми, избирательными, разнообразными по форме. Существенными во взаимодействии и общении становятся оценки и мнение товарищей, все больше требований предъявляют друг другу Легко входит в контакт с детьми и педагогом, активен и доброжелателен в общении, слушает и понимает речь собеседника, в общении проявляет Зт^ажение к взрослому.
Общение с детьми характеризуется избирательностью и устойчивостью взаимодействия, ребенок может сотрудничать на занятиях.
Хорошо владеет диалогической речью и способами общения с детьми и взрослыми. Значительную часть свободного времени проводят в играх, беседах.
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
Осознают общепринятые нормы и правила, понимает обязательность их выполнения, на способен регулировать свое поведение без напоминания взрослого, в соответствии с усвоенными нормами и правилами (сдерживает агрессивные реакции, справедливо распределяет роли, помогает друзьям и т.п.), этическими нормами.
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.
Ребенок может применять усвоенные знания, способы деятельности, правила, навыки для решения задач, поставленных взрослым. Ориентируется в ограниченном и открытом пространстве, способен использовать достаточно сложные схематические изображения при решении конструктивных задач, может выделять существенные признаки, классифицировать по выделенным признакам, устанавливать родо-видовые отношения, пересказывать и самостоятельно придумывать истории, сказки, удерживая сюжетную линию. Проявляет интерес к разным видам деятельности, активно в них участвует.
Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.
Знает свое полное имя, фамилию, возраст, пол, домашний адрес, телефон, имена и отчества членов своей семьи. Знает название страны, города, номер детского сада. Активно подключатся к общим семейным делам и праздникам. Знаком с учреждениями культурно-бытового назначения, знает профессии людей работающих в данных учреждениях. Способен оценить красоту произведений искусства: живопись, графику, скульптуру. Имеет обобщенные представления о знакомых природных явлениях.
Овладевщий универсальными предпосылками учебной деятельности.
Умеет слушать взрослого, принимать и удерживать различные задачи, выполнять его задания. Интересуется окружающим, концентрирует внимание на 15-25 минут. Старается следовать правилам, принятым в группе.
Овладевший необходимыми умениями и навыками.
У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для различных видов детской деятельности в соответствии с возрастом, бытовые навыки (смотри разделы программы по образовательным областям).