Достижения детей средней группы

Достижения детей средней группы, приобретаемые в результате образовательной работы по разделам программы «Развитие+»

Здоровье

Представления о здоровом образе жизни.

Высокий уровень. Владеют начальными представлениями о здоровом образе жизни (соблюдение режима, навыки гигиены, полезная и вредная пища, закаливающие процедуры и др.), могут выполнять связанные с этим правила.

Средний уровень. Есть некоторые представления о правилах поведения, ориентированного на здоровый образ жизни, частично соблюдают их.

Низкий уровень.   Представления о здоровом образе жизни неясные, не понимают смысла соблюдения правил здорового образа жизни, от соблюдения правил отказываются.

Физическое развитие

Высокий уровень. Умеет ходить и бегать, согласуя движения рук и ног.

Умеет сохранять равновесие на ограниченной площади опоры.

Умеет ловить мяч кистями рук с расстояния до 1,5 м, принимать правильное исходное положение при метании, метать предметы разными способами правой и левой рукой, отбивать мяч о землю (пол) не менее 5 раз подряд.

Может лазать по гимнастической стенке, не пропуская реек, перелезая с одного пролета на другой; ползать разными способами: опираясь на стопы и ладони, колени и ладони, на животе, подтягиваясь руками.

Умеет принимать правильное исходное положение в прыжках с места, мягко приземляться, прыгать в длину с места не менее 70 см.

Умеет строиться в колонну, в круг, шеренгу, выполнять повороты на месте и переступанием.

Умеет правильно принимать исходные положения, соблюдать направление движения тела и его частей.

Умеет выполнять движения в такт музыки быстро и медленно; выбрасывать ноги вперед, назад, в сторону; выполнять движения парами по кругу в танцах и хороводах.

Может самостоятельно скатываться на санках с горки, тормозить при спуске с нее.

Умеет самостоятельно скользить по ледяной дорожке.

Умеет ходить на лыжах скользящим шагом, выполнять повороты на месте переступанием, подниматься на горку ступающим шагом и «полуелочкой».

Умеет кататься на двухколесном велосипеде, выполнять повороты направо, налево.

Может передвигаться по дну бассейна различными способами, делать выдох в воду, погружаться в воду с головой.

Умеет придумывать варианты подвижных игр.

 Безопасность

Выделение причинно-следственных связей возникновения опасности, действие в соответствии с освоенными правилами безопасного поведения, обращение к взрослому в случае возникновения опасных ситуаций.

Высокий уровень. Дети правильно выделяют причинно-следственные связи возникновения опасности по отношению к самому ребенку, другим людям, окружающим предметам во всех типах знакомых им ситуаций: бытовых, транспортных, игровых, встречающихся в литературных произведениях.

Самостоятельно выполняют освоенные правила безопасного поведения по отнощению к себе, другим людям, окружающим предметам, позволяющие предотвратить возникновение известных опасных ситуаций.

Заметив возникшую опасность, знает, как указать на нее взрослому.

Средний уровень. Ребенок ошибается или затрудняется при выделении причинно-следственных связей возникновения опасности в некоторых знакомых ему ситуациях; при помощи взрослого (например, его направляющих вопросов) выполняет задание.

Затрудняется в выполнении освоенных правил безопасного (по отношению к себе и окружающим людям и предметам) поведения, позволяющих предотвратить возникновение известных опасных ситуаций, но при указании взрослым нужных способов действий следует им.

Знает, что заметив возникшую опасность, надо сообщить о ней взрослому, но затрудняется в нахождении способа такого сообщения.

Низкий уровень. Ребенок не может выделить причинно-следственные связи возникновения опасности в знакомых ситуациях даже с помощью взрослого. Не выполняет освоенных правил безопасного поведения, позволяющих предотвратить возникновение известных опасных ситуаций, daoice после показа способа взрослым.

Забывает, что заметив возникшую опасность, надо сообщить о ней взрослому.

Игра

  1. Самостоятельная игра

Высокий уровень. Активно создает игровую обстановку в соответствии со своим замыслом.

Развертывает разные сюжеты игры, использует смену ролей (меняет и обозначает роли по ходу игры, использует совмещенные роли), если необходимо ввести новых персонажей.

Может включить в игру двух-трех сверстников, предложив всем подходящие по смыслу роли; активно вносит предложения по развертыванию сюжетных событий, увлекает за собой сверстников.

Средний уровень. Может вносить изменения в игровую обстановку и дополнять ее в соответствии с замыслом.

Включается в парное ролевое взаимодействие со сверстником, развертъшает разные по тематике сюжеты, но внутри каждого сюжета склонен, скорее, к детализации игровых действий, повторению одних и тех же событий. Не использует введение новых персонажей и смену ролей для развертывания сюжета игры.

Низкий уровень. Развертывает игровые действия по преимуществу в имеющейся игровой обстановке, сам ее активно не организует.

Принимает и обозначает игровую роль, поддерживает ролевой диалог со сверстником, но в основном придерживается привычных сюжетов, не вносит инноваций, подражает более активному сверстнику, следуя за его замыслом.

2. Реакция ребенка на игровое действие взрослого.

Высокий уровень. Легко и охотно включается в игру со взрослым, а часто даже инициирует ее.

В процессе игры не только принимает предложения взрослого, но и является инициатором введения новых персонажей и соответствующей смены ролей.

Легко переходит в игре от одной роли к другой, обозначая для партнера ее смену, гибко реагирует в ролевом диалоге и игровых действиях на меняющиеся роли взрослого.

Средний уровень. Охотно включается в игру со взрослым, гибко реагирует на меняющееся в процессе игры роли взрослого, по предложению взрослого может сменить роль по смыслу игры, но не предпочитает делать это сам; встречные предложения касаются скорее деталей игровых действий, нежели новых персонажей, сюжетных собьггий.

Низкий уровень. Включается в игру со взрослым на уровне парных взаимодополнительных ролей. При развертьюании сюжета отказьшается от предлагаемой взрослым смены игровой роли.

Меняет роль по смыслу развертьгоания сюжета только синхронно со взрослым, дублируя его игровые роли, увлекаемый взрослым.

Социализация

1.  Наличие чувства принадлежности к другим детям, своей семье, мировому сообществу.

Высокий уровень: Ребенок испытывает позитивные переживания в процессе коллективной деятельности с другими детьми и взрослыми. Знает и может рассказать о членах своей семьи, о профессиях, об отличиях мужчин и женщин, о своей улице, знает в каком городе и в какой стране он живет.

Средний уровень: В процессе группового взаимодействия ребенка с другими детьми, ему нужно внимание и эмоциональная поддержка воспитателя, чтобы включится в процесс общения, почувствовать себя уверенно. С помощью наводящих вопросов и подсказок воспитателя может рассказать о своей семье, об отличиях мужчин и женщин, о профессиях, о своей улице, городе.

Низкий уровень: Ребенок отказывается вступать во взаимодействие с другими детьми, испытывает негативные чувства, когда воспитатель старается привлечь его. Избегает других детей, отказывается от совместной деятельности с ними. Не может или отказывается отвечать на вопросы воспитателя о своей семье, мужчинах и женщинах, профессиях, своей улице.

2.  Овладение правилами общения (проявления чувств и коммуникации), соответствующее
возрастным возможностям детей
.

Высокий уровень: Ребенок умеет определять свое настроение, а также замечает настроение других детей (радостное-грустное-сердитое). Может назвать одну-две ситуации, в которых испытывает то или иное чувство. Замечает ситуации, когда другие дети нарушают правила, принятые в группе. Принимает участие в обсуждении конфликтов, происходящих в группе, может назвать чувства детей, причину их поступков.

Средний уровень: Ребенок знаком с основными чувствами. Старается выражать их по правилам, когда воспитатель напоминает об этом. Замечает ситуации, в которых правила нарушаются другими детьми, когда воспитатель обращает на это внимание. При обсуждении происходящих в группе конфликтов, внимательно слушает, задает воспитателю вопросы о причинах конфликта.

Низкий уровень: Ребенок не может назвать ситуацию, в которой он радуется, грустит или злится. Не соблюдает правила выражения чувств, а также правила коммуникации, даже когда воспитатель напоминает о них.

ПОЗНАНИЕ

Сенсорное воспитание

Соотнесение эталонов формы, цвета и величины со свойствами реальных предметов.

Высокий уровень. Быстро и безошибочно находит предмет сложной формы и неоднородного цвета по описанию, вычленяя его среди других.

Средний уровень. Делает ошибку, ориентируясь лишь на один из признаков, может определить только простые объекты. После указаний воспитателя на пропущенные признаки может правильно определить сложный предмет.

Низкий уровень. Выбирает предмет, не соответствующий описанию. 

Ознакомление с пространственными отношениями

1. Ориентировка во всех помещениях группы с помощью готового плана.

Высокий уровень. Дети могут ориентироваться в реальном пространстве, находя обозначенные на плане предметы и объекты (или находят на плане обозначение реальных объектов).

Средний уровень. Дети ошибаются в прочтении плана или местонахождения предметов, исправляет ошибки, если взрослый помогает соотнести план с реальными объектами, обращая его внимание на основные ориентиры.

Низкий уровень. Затрудняются в прочтении плана: не понимают смысла обозначений на плане, не могут соотнести план с помещением. Не справляется с заданием даже после показа способа взрослым.

2. Ориентировка в видимом пространстве с помощью пространственных предлогов и
наречий.

Высокий уровень. Ребенок ориентируется в пространстве с помощью предлогов и наречий (за — перед, далеко — близко, над — под, у, около, назад — вперед, между), исходя из собственной пространственной позиции.

Средний уровень. Ребенок не всегда может сориентироваться в пространстве по словесной инструкции, содержащей пространственные предлоги и наречия.

Низкий уровень. Ребенок совершает грубые ошибки при ориентировке в пространстве по словесной инструкции.

Развитие элементарных математических представлений

1. Овладение действиями отбора заданного количества предметов из большего при помощи фишек.

Высокий уровень. Используют фишки-заместители для отбора нужного количество предметов путем установления взаимно однозначного соответствия между фишками заместителями и предметами. Могут исправить ошибки сами после того, как сталкиваются с неверным выполнением.

Средний уровень. Раскладывают не все фишки один к одному с предметами. После указания на ошибки и напоминания способа, исправляют неточности

Низкий уровень. Не могут исправить ошибки даже с помощью взрослого

2. Овладение действием опосредованного сравнения предметов по величине.

Высокий уровень. Самостоятельно или с помощью воспитателя изготавливают мерку (условную мерку), равную по величине одному из сравниваемых объектов. Самостоятельно используют ее. Используя мерку, делают вывод о величине сравниваемых объектов (больше, меньше, поровну).

Средний уровень. Пытаются использовать способ непосредственного сравнения, после наводящих вопросов воспитателя, пользуются опосредованным измерением с помощью меры, равной одному из объектов и делают.

Низкий уровень. Не могут использовать способ опосредованного сравнения, не владеют способом соизмерения.

Конструирование

1.  Умение конструировать предмет по его графической модели.

Высокий уровень. Дети самостоятельно или с помощью воспитателя анализируют схему постройки, выделяют в пей основные и второстепенные части, отбирают нужные строительные детали, располагают их так, как указано в схеме.

Средний уровень. Затрудняются в самостоятельном воспроизведении образца, для выполнения задания требуется пошаговое руководство педагога, иногда с закрыванием и постепенным открывание схемы по мере ее воспроизводства в предмете.

Низкий уровень. Даже при пошаговом руководстве ребенок создает постройку сильно отличающуюся по внешнему виду от схемы.

2.        Умение разрабатывать замысел конструкции и конструировать по замыслу.

Высокий уровень. Дети могут заранее назвать тему (предмет) будущей постройки, использовать схематический набросок задуманного предмета. Схема может содержать изображение частей предмета и отдельные фрагменты конструкции. Способы соединения и размещения деталей находят в процессе практических действий с материалом.

Средний уровень. Дети называют предмет, который предполагают построить, необходимый материал, в процессе конструирования могут несколько видоизменить тему, но созданная постройка узнается как заранее названный предмет.

Низкий уровень. Созданная детьми постройка почти не распознается как запланированный предмет, в постройке не отражены основные части предмета. 

Развитие экологических представлений

1.  Выделение  характерных  примет  времени  года  с  использованием  модели  круговой диаграммы смены времен года. Представления о характерных особенностях времен года.

Высокий уровень. Ребенок самостоятельно составляет полноценный рассказ о каждом времени года, используя условные обозначения на соответствующем секторе круговой диаграммы, выделяет характерные черты каждого времени года, может рассказать о наиболее важных изменениях, происходящих с погодой, растениями и животными.

Средний уровень. Ребенок рассказывает о каждом времени года, используя некоторые условные обозначения на соответствующем секторе круговой диаграммы, а также наводящие вопросы взрослого. С помощью взрослого выделяет некоторые черты каждого времени года, может рассказать о наиболее важных изменениях, происходящих с погодой, растениями и животными.

Низкий уровень. Ребенок не может назвать ни одной приметы определенного времени года. Помощь взрослого, обращающего внимание на круговую диаграмму и значки, обозначающие приметы времени года, не дает результатов.

3. Освоение различных форм приобретения опыта (экспериментирование, проживание).

Высокий уровень. Ребенок может самостоятельно рассказать о свойствах воды, ее использовании людьми, значении в природе, опасностях, связанных с водой. Экспериментируя с водой, может самостоятельно сделать простейшие выводы о состояниях воды.

В реальной жизни, а также в процессе восприятия произведений детской литературы испытывает различные эмоциональные состояния по поводу объектов и явлений живой и неживой природы, может изобразить их в игре.

Использует полученные представления в игре и других видах деятельности.

Средний уровень. Ребенок только с помощь взрослого может сделать выводы о свойствах воды и ее состояниях в зависимости от температуры, сопереживает при участии взрослого животным и растениям, описанным в произведениях детской литературы, а также в реальной жизни. Опираясь на подсказки взрослого, вспоминает об использовании воды человеком и правилах безопасности на воде. Использует полученные представления в игре и других видах деятельности, если ему об этом напоминает взрослый.

Низкий уровень. Ребенок не может сделать выводы по результатам экспериментов с водой даже с помощью взрослого, не вспоминает об использовании воды человеком и правилах безопасности на воде. Эмоционально не включается в ситуацию общения с живой природой, не сопереживает персонажам художественных произведений о природе, затрудняется в использовании полученных представлений в игре и других видах деятельности.

Развитие ориентировки в звуковой стороне речи

1.Измерение слов, моделирование слогового состава слов с помощью заместителей.

Высокий уровень. Ребенок самостоятельно выстраивает нужное количество заместителей на заданное слово, используя способ деления слов на части (слоговой). Подбирает слова на заданные слоговые структуры.

Средний уровень. Ребенок ошибается, но исправляет свои ошибки, опираясь на помощь взрослого, называет слова соответствующей слоговой структуры, опираясь на способ измерения слов, данный взрослым.

Низкий уровень. Ребенок ошибается в построении модели из заместителей, помощь взрослого не воспринимается. Ребенок, даже вслед за взрослым, отказывается от выполнения задания — построения модели.

2. Интонационное выделение звука в слове.

Высокий уровень. Ребенок самостоятельно справляется с заданием. Выделяет заданный звук в словах, определяет первый звук в слове

Средний уровень. Ребенок включается в работу только с помощью взрослого, который голосом подчеркивает нужный звук, задает образец выполнения. Делает вместе с воспитателем или после его образца.

Низкий уровень. Ребенок не воспринимает помощь взрослого. Не выделяет голосом звук, не подчеркивая его интонационно, и не называет отдельно.

3.  Различение на слух твердых и мягких согласных.

Высокий уровень. Ребенок самостоятельно определяет твердый или мягкий согласный звук (старший братец или младший), называет его отдельно.

Средний уровень. Ребенок выделяет голосом фонему. С помощью наводящих вопросов взрослого относительно звучания того или иного звука, определяет твердость или мягкость заданной фонемы.

Низкий уровень. Ребенок не называет фонему отдельно, не определяет ее как «старшего» или «младшего» братца.

4.  Называние слов на заданный звук.

Высокий уровень. Ребенок самостоятельно называет слова на заданный звук.

Средний уровень. Ребенок справляется с заданием с помощью взрослого (загадок-отгадок).

Низкий уровень. Ребенок не называет слова на заданный звук, не включается в игровую ситуацию.

Подготовка руки к письму

Овладение произвольными движениями рук и пальцев

1.  Управление своими руками и пальцами. Синхронные движения.

Высокий уровень. Ребенок самостоятельно и образно выполняет движения обеими руками и пальцами синхронно.

Средний уровень. Ребенок выполняет движения после образца взрослого или сверстника, контролируя себя в зеркале.

Низкий уровень. Ребенок не справляется с заданием, несмотря на помощь; не овладевает произвольными движениями рук и пальцев.

2.  Запускание волчка — определение правильности удержания пишущего инструмента.

Высокий уровень. Ребенок сразу самостоятельно запускает маленький волчок на гладкой поверхности.

Средний уровень. Ребенок запускает волчок со второй или третьей попытки.

Низкий уровень. Ребенок после неоднократных попыток и показа действия не в состоянии запустить волчок.

Чтение художественной литературы

1. Пересказ и сочинение сказок и историй с опорой на двигательную модель.

Высокий уровень: Ребенок умеет размещать условные заместители для разыгрывания сказки на столе или на игровой площадке. Ребенок может пересказать эпизод сказки, разыгрывая ее на заместителях. Сочиняет продолжение сказки, в которой участвует «опредмеченный» заместитель (сочиняет одно-два события, которые с ним случились).

Средний уровень: Ребенок размещает условные заместители для разыгрывания на столе или игровой площадке, подражая действиям воспитателя. С помощью наводящих вопросов взрослого пересказывает эпизод сказки либо сочиняет ее продолжение, разьпрывая происходящее на заместителях.

Низкий уровень: Ребенок испытывает трудности при соотнесении содержания сказки, прочитанной воспитателем и двигательной модели, используемой для разыгрывания.

Не может использовать заместители, а также наводящие вопросы воспитателя как опору для пересказа эпизода сказки, затрудняется с пересказом.

2. Умение передавать свое отношение к персонажам сказок и историй с помощью заместителей, а также самостоятельно придуманных символических среств.

Высокий уровень: Ребенок самостоятельно придумывает детали, выражающие их отношение к персонажам сказки. Развернуто описывают предметы или персонажей сказки, названных воспитателем. Описывают некоторый воображаемый предмет, принадлежащий персонажу (например, дом, огород, картинку), передавая свое отношение к этим персонажам с помощью самостоятельно придуманных деталей.

Средний уровень: Ребенок придумывает детали, выражающие его отношение к персонажам сказки, когда взрослый обращает его внимание на какие-то характеристики героя или задает наводящие вопросы. Опираясь на предложенные воспитателем детали воображаемых предметов, принадлежащих персонажам (изображенные на бумаге или описанные устно), ребенок может описать их.

Низкий уровень: Не может выразить свое отношение к персонажам сказки, даже с помощью вопросов и объяснений взрослого. Не понимает сути использования воображаемых предметов и других символических средств для передачи своего отношения к персонажам сказки.

Изобразительное искусство

Овладение  предметным  изображением,  включающим структуру предмета, движение, выразительные живописные характеристики.

Высокий уровень. Создают эмоциональный яркий образ персонажа средствами графики и живописи.

Средний уровень. Изображают персонаж узнаваемым, но характер персонажа и динамику образа могут передать только после уточняющих движений руки педагога вблизи листа и объяснений.

Низкий уровень. Изображают персонаж неузнаваемым.

Высокий, средний, низкий уровень достиж:ений каж:дого ребёнка .может быть соотнесён с 3,2 и 1 баллами соответственно. Посче этого могут быть высчитаны средние уровни достижений по каж:дой образовательной области. По полученным результатам мож:ет быть вычерчен профиль достиж:ений каж:дого ребёнка в кон1(е учебного года.

Интегративные качества, возникающие у детей средней группы по итогам образовательной работы.

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.

Ребенок с удовольствием принимает участие в физических упражнениях, подвижных играх, движения его становятся более уверенными и разнообразными. Ребенок выполняет доступные возрасту гигиенические процедзфы, знает о том, чем они важны.

Любознательный, активный

Ребенок с удовольствием включается в различные виды деятельности, предлагаемые в детском саду: игру, изобразительное искусство, аппликацию, лепку, конструирование, экспериментирование. Активен во время взаимодействия с воспитателем, свободно обращается к воспитателю с вопросами, которые ему интересны.

Активно интересуется окружающим миром, особенностями и свойствами природы, качествами предметов.

Эмоционально отзывчивый.

Знаком с миром чувств, может проявлять и называть те чувства, которые переживает сам или видит в общении с другими людьми. Эмоционально откликается на переживания близких взрослых, детей. Передает свое эмоциональное отношение к героям художественных произведений, спектаклей.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Стремится к общению с другими, в том числе с помощью речи, старается сотрудничать с другими детьми, однако отношения со сверстниками устанавливает с трудом, относится к ним избирательно. Поведение ребёнка противоречиво. Желание активно взаимодействовать входит в противоречие с отсутствием практического опыта. Знаком с правилами коммуникации, существующими в группе, но не всегда применяет их в реальном взаимодействии с другими детьми и педагогом (Коммуникативные способности).

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

Положительно настроен на пребывание в детском саду в различные режимные моменты, чувствует себя в детском саду уверенно и спокойно в разными взрослыми и детьми. Имеет представления о том, как надо и не надо себя вести в социуме, старается следовать этим представлениям. Усваивает основные правила поведения в группе (коммуникативные правила, правила поведения в бытовых ситуациях, правила вежливости), применяет их во время пребывания в детском саду самостоятельно или при содействии взрослого. При наличии адекватной мотивации может сделать что-то гюлезное по собственной инициативе. (Регуляторные способности).

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.

Ребенок может применять усвоенные правила, навыки для решения несложных задач, поставленных взрослым. Ориентируется в пространстве группы и детского сада. Проявляет интерес к разным видам деятельности, активно в них участвует. Может включаться в игру с другими детьми, сотрудничать с ними. Выбирает себе роль и может придерживаться ей во время игры.

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.

Знает свое имя, фамилию, возраст, пол, имена членов своей семьи. Знает название страны, города, улицы на которой живет. Имеет представления о половых различиях. Знаком с различными профессиями. Знаком с некоторыми государственными праздниками.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.

Умеет принимать и с помощью взрослого удерживать не очень сложную задачу (в игре следовать принятой роли, в конструировании создавать постройку, опираясь на модель, пересказывать прочитанное литературное произведение). В самообслуживании, хозяйственно-бытовом труде может применять такие компоненты регуляции поведения как целеполагание и контрольно-проверочные действия. Отличает продуктивные действия от игры. Умеет слушать взрослого, выполнять его задания. Концентрирует внимание на 15-20 минут. Старается следовать правилам, принятым в группе.

Овладевший необходимыми умениями и навыками.

У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для различных видов детской деятельности в соответствии с возрастом, бытовые навыки (смотри разделы программы по образовательным областям).