Достижения детей средней группы, приобретаемые в результате образовательной работы по разделам программы «Развитие+»
Здоровье
Начальные представления о здоровом образе жизни.
Высокий уровень. Имеют представления о необходимости соблюдения режима, личной гигиены, о закаливании, о полезной и вредной пище др.
Средний уровень. Представления о необходимости соблюдения режима, личной гигиены, о закаливании, о полезной и вредной пище др. фрагментарны.
Низкий уровень. Не имеет представлений о компонентах здорового образа жизни ребенка.
Физическая культура
Высокий уровень. Умеет ходить прямо, сохраняя заданное направление, не шаркая ногами.
Умеет бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп в соответствии с указанием воспитателя
Может сохранять равновесие при ходьбе и беге по ограниченной плоскости, перешагивая предметы
Может ползать на четвереньках, лазать по лесенке-стремянке, по гимнастической стенке произвольным способом
Умеет энергично отталкиваться в прыжках на двух ногах, прыгать в длину с места не менее чем на 40 см
Умеет катать мяч в заданном направлении с расстояния 1,5 м, бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы; бросать мяч вниз о пол и вверх 2-3 раза подряд и ловить его; метать предметы правой и левой рукой на дальность расстояния не менее 5 м Может строиться в колонну, шеренгу, круг
Умеет выполнять общеразвивающие упражнения по сигналу педагога, согласовывать темп и ритм упражнений по показу воспитателя
Может самостоятельно скатываться на санках с горки, катать на санках друг друга Может выполнять танцевальные композиции Умеет скользить по ледяной дорожке с помощью взрослых
Может передвигаться на лыжах ступающим и скользящим шагом, выполнять повороты на месте на лыжах Умеет кататься на трехколесном велосипеде. Может погружаться в воду.
Безопасность
При помощи взрослого (в совместной с ним деятельности) узнает знакомые опасные ситуации. Знает, что надо позвать на помощь кого-либо из взрослых в случае возникновения какой-либо опасности для себя. По предложению взрослого следует элементарным правилам безопасного поведения в этих ситуациях.
Знает свое имя, фамилию, возраст, пол, имена членов своей семьи. Знает название страны, города, улицы на которой живет. Имеет представления о половых различиях. Знаком с различными профессиями. Знаком с некоторыми государственными праздниками.
Высокий уровень. Верно указывают источники опасности в известных им (обсуждаемых ранее) ситуациях всех типов: бытовых, транспортных, игровых.
Выполняют известные элементарные правила безопасного (по отношению к себе и окружающим) поведения — в процессе игр с песком и водой, обращения с острыми предметами, в ходе режимных моментов (умывания, одевания, накрывания на стол, еды и др.), в процессе прогулки, переходя через улицу и т.д. — при первом напоминании взрослого о необходимости выполнения этих правил (или без него).
В случае возникновения источника опасности может позвать на помощь взрослых.
Средний уровень. Ошибаются или затрудняется при указании источников опасности в некоторых знакомых ему ситуациях; при помощи взрослого (например, его направляющих вопросов) выполняет задание.
Затрудняется в выполнении элементарных правил безопасного (по отношению к себе и окружающим) поведения, позволяющих предотвратить возникновение знакомых опасных ситуаций, но при указании взрослым нужного способа действий — следует им.
Затрудняется в нахождении способа, как позвать на помощь взрослого в случае возникновения какой-либо опасности.
Низкий уровень. Ребенок не может указать источники опасности в знакомых ситуациях даже с помощью взрослого. Не выполняег» элементарных правил безопасного поведения в знакомых ситуациях даже после показа способа взрослым.
Не замечает опасности, которая требует позвать взрослого на помощь.
Игра
1 Самостоятельная игра ребенка.
Высокий уровень. Активно включает в игру действия с предметами-заместителями и воображаемыми предметами. Изменяет и дополняет игровую обстановку, а не довольствуется только тем, что есть или что попало на глаза.
Развертьюает цепочки игровых действий, связанньк с реализацией разнообразных ролей.
Включается в парное ролевое взаимодействие со сверстником, обозначая свою роль и предлагая партнеру дополнительную.
Инициирует ролевой диалог со сверстником, имитирует ролевую речь кукольных и воображаемых персонажей.
Средний уровень. Может выстраивать цепочки игровых действий с сюжетными игрушками и заместителями, но чаше отталкивается от готовой игровой обстановки, не внося в нее изменений. Подключается к игре сверстника на уровне дополнительной роли, но не инициирует развертывание игры, предпочитая следовать за сверстником. В игре использует ролевую речь в ответ на ролевые обращения сверстника
Низкий уровень. Может выстроить цепочку связанных по смыслу игровых действий, но преобладают стереотшшые, наигранные сюжеты; часто — многократное повторение отдельных действий с сюжетной игрушкой.
Скудная ролевая речь, отсутствует ролевой диалог с кукольным персонажем.
Подражает игровым действиям сверстника, но не включается с ним во взаимодействие на уровне дополнительных ролей.
2. Реакция ребенка на игровые действия взрослого.
Высокий уровень. Инициирует совместную игру со взрослым, сам предлагает и обозначает роли (для взрослого и для себя).
Вносит встречные предложения по ходу игры.
Легко включается в «телефонный разговор» по ролям со взрослым, может сам его инициировать в процессе совместной игры..
Средний уровень. Охотно включается в игру со взрослым, любит ее повторять («Еще так же1»), но редко вносит встречные предложения.
Может поддержать «телефонный разговор» игровых персонажей, инициированный взрослым..
Низкий уровень. Включается в игру со взрослым лишь при прямом предложении последнего; следует за инициативой взрослого.
В «телефонном разговоре» односложно отвечает на ролевую речь взрослого.
Социализация
1. Наличие позитивного переживания от общения с другими детьми и взрослыми.
Высокий уровень: Приход ребенка в детский сад и нахождение в группе вызывает у него в основном положительные эмоции. Он с удовольствием включается в совместные игры с другими детьми и другую деятельность. Знает имена детей и воспитателей в группе. Активно )Д1аствует в праздниках и различных групповых мероприятиях.
Средний уровень: Ребенок включается в жизнь группы, когда воспитатель присутствует рядом и помогает ему сделать это. Ребенку нужна дополнительная эмоциональная поддержка воспитателя, чтобы включиться в игры и занятия с другими детьми. Ребенок присутствует на групповых мероприятиях, но не очень активен.
Низкий уровень: Нахождение в детском саду вызывает у ребенка негативные чувства. Он отказывается от совместной деятельности с другими детьми, не играет. Ребенок не испытывает привязанности к воспитателю и не принимает его поддержку.
2. Овладение правилами общения (проявления чувств и коммуникации)
Высокий уровень: Ребенок знаком с названиями основных чувств, умеет выражать их мимикой и действиями. Определяет чувство изображенного на картинке человека. Знаком с правилами вежливости, старается следовать им. Знает правила коммуникации, принятые в группе. Старается соблюдать их, повторяя за воспитателем.
Средний уровень: Ребенок выражает различные чувства мимикой и действиями, подражая воспитателю. С помощью наводящих вопросов воспитателя может определить чувство, выражаемое другим человеком в жизни или на картинке. Может нарушить правило коммуникации в какой-то ситуации, но старается исправиться, когда воспитатель озвучивает его вслух.
Низкий уровень: Ребенок испытывает трудности в соотнесении названий чувств и их внешних проявлений. Отказывается следовать правилам коммуникации, даже когда воспитатель проговаривает правило вслух в конкретной ситуации.
ПОЗНАНИЕ
Сенсорное воспитание
Соотнесение эталонов формы, цвета и величины со свойствами реальных предметов.
Высокий уровень. Быстро и безошибочно находит предмет по описанию, вычленяя его среди других.
Средний уровень. Делает ошибку, ориентируясь лишь на один из признаков. После указаний воспитателя на пропущенные признаки правильно определяет предмет.
Низкий уровень. Выбирает предмет, не соответствующий описанию.
Конструирование
1 .Воспроизведение построек по конкретному образцу.
Высокий уровень. Дети умеют анализировать образец, выделять в нем основные и второстепенные части, устанавливать связь между функцией и строением предмета, представленного в качестве образца, воспроизводят образец самостоятельно.
Средний уровень. Затрудняются в самостоятельном воспроизведении образца, для выполнения задания требуется пошаговое руководство педагога.
Низкий уровень. Даже при пошаговом руководстве ребенок создает постройку сильно отличающуюся по внешнему виду от образца.
2. Умение разрабатывать замысел конструкции и конструировать по замыслу.
Высокий уровень. Дети могут назвать тему (предмет) будущей конструкции, дать описание некоторых внешних свойств задуманной постройки, назвать требуемый для нее материал и указать отдельные действия с ним. В целом же структура сооружения нащупывается ребенком практически.
Средний уровень. Дети называют предмет, который предполагают построить, необходимый материал, в процессе конструирования могут изменить тему, но созданная постройка имеет предметный характер.
Низкий уровень. Созданная детьми постройка не распознается как предмет, ребенок затрудняется в ее назывании.
Развитие экологических представлений
1. Представления о живых и неживых объектах природы, использование заместителей.
Высокий уровень. Ребенок знает 4-5 диких и 4-5 домашних животных, может сказать, чем отличаются одни от других, что дают людям дикие и домашние животные, как люди о них заботятся. Различает условные обозначения мест обитания диких и домашних животных, опирается на них при рассказе о местах их обитания.
Средний уровень. Ребенок знает 2-3 диких и 2-3 домашних животных, с небольшой помощью взрослого может сказать, чем отличаются одни от других, где живут. Различает условные обозначения мест обитания диких и домашних животных, при напоминании взрослого опирается на них при рассказе о местах их обитания.
Низкий уровень. Ребенок знает не более 1-2 диких или домашних животных, даже с помощью взрослого не может сказать, чем отличаются одни от других, где живут. Не обращает внимания на условные обозначения мест обитания диких и домашних животных, не использует их в качестве помощи даже с подсказкой взрослого.
2. Освоение различных форм приобретения опыта (экспериментирование, проживание).
Высокий уровень. Действуя с объектами живой или неживой природы, ребенок может самостоятельно сделать простейшие выводы об их свойствах (напр., из мокрого песка легко сделать куличик, из сухого — трудно); испытывает эмоциональные состояния по поводу объектов и явлений живой и неживой природы. Использует полученные представления в игре и других видах деятельности.
Средний уровень. Ребенок может сделать выводы по результатам простых экспериментов, сопереживает животным по побуждению взрослого. Ребенок использует полученные представления в игре и других видах деятельности, если ему об этом напоминает взрослый.
Низкий уровень. Ребенок не может сделать выводы по результатам экспериментов даже с помощью взрослого. Не использует полученные представления в игре и других видах деятельности, в ситуации взаимодействия с объектами живой природы не проявляет эмоциональных реакций.
Введение в звуковую действительность и развитие произвольных движений рук
1. Развитие фонетико-фонематической стороны речи
Развитие у детей звуковой стороны речи — совершенствование артикуляционного аппарата и фонематического восприятия. Четкое и громкое произношение гласных звуков: а, о, у, и, э.
Высокий уровень. Ребенок по первому предъявлению взрослого самостоятельно, громко и четко произносит характерные звукосочетания персонажа или окружающего мира, выделяя гласные звуки.
Средний уровень. Ребенок выполняет задание с помощью взрослого. Нуждается в подсказке. Например: «Как кричит ворона?» — кар-кар и т.п. Говорит не внятно, тихо.
Низкий уровень. Ребенок на неоднократные предъявления взрослого отказывается участвовать в игровой ситуации и молчит. Или произносит очень вяло, не внятно, с присутствием дефектов речи.
2. Развитие произвольных движений рук
Развитие синхронных движений рук и пальцев, управление ими.
Высокий уровень. Ребенок по первому предъявлению взрослого включается в игровую ситуацию. Самостоятельно читает стишок и выполняет соответствующие движения руками и пальцами.
Средний уровень. Ребенок выполняет задание с помощью взрослого, который читает стихотворение и показывает соответствующие движения. Ребенок выполняет задание вслед за взрослым, включаясь в совместные действия.
Низкий уровень. Ребенок на неоднократные предъявления взрослого отказывается участвовать в игровой ситуации.
Чтение художественной литературы
1. Овладение средствами передачи текста в процессе знакомства с различными художественными произведениями.
Высокий уровень: ребенок может запомнить и прочесть наизусть небольшое стихотворение. Может составить небольшой рассказ-описание игрушки или краткш! пересказ произведения. Показывает разных героев сказки движениями, голосом, позой.
Средний уровень: ребенок разучивает небольпше произведения и может прочесть их с помощью воспитателя. Может составить небольшой рассказ-описание игрушки, с помощью наводящих вопросов. С помощью объяснений воспитателя приходит к пониманию сюжета сказки. Показывает разных героев сказки, подражая действиям воспитателя.
Низкий уровень; ребенок испытывает сложности при заучивании небольших стихотворений. Затрудняется с описанием игрушки и кратким пересказом произведения даже с помощью наводящих вопросов воспитателя. Не понимает сюжета прочитанного произведения.
2. Освоение действий замещения персонажей сказок и двигательного моделирования.
Высокий уровень: Ребенок подбирает заместителей к персонажам сказок. Поднимает соответствующие заместители во время чтения сказки, перемещает их на столе, макете. Разыгрывает сказки с помощью условных заместителей во время чтения взрослым сказки.
Средний уровень: Ребенок подбирает заместителей к персонажам сказок, размещает их на столе или макете. Перемещает их на столе, макете во время чтения сказки, когда воспитатель напоминает об этом либо подражая действиям воспитателя.
Низкий уровень: Ребенок плохо представляет суть использования заместителей, даже после объяснений воспитателя. Ошибается в выборе заместителей и не может участвовать в разыгрывании сказки во время ее чтения взрослым.
Изобразительное искусство
Овладение выразительными возможностями живописи и графики при передаче основных структурных характеристик изображаемого объекта.
Высокий уровень. Создает выразительный образ, пользуясь действием опредмечивания цветового или тонального пятна.
Средний уровень. Создает контурное изображение, только с помощью воспитателя начинают пользоваться действием опредмечивания, изображают предмет как единое цветовое пятно.
Низкий уровень. Не создает предметного изображения.
Высокий, средний, низкий уровень достижений каждого ребёнка может быть соотнесён с 3,2 и 1 баллами соответственно. После этого высчитываются средние уровни достижений по каждой образовательной области. По полученным результатам вычерчивается профиль достижений каждого ребёнка в конце учебного года.
Интегративные качества, возникающие у детей младшей группы по итогам образовательной работы
Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.
Ребенок овладел соответствующими возрасту основными движениями. Стремится участвовать в подвижных и спортивных играх. С удовольствием выполняет физические упражнения. Ребенок начинает выполнять доступные возрасту основные гигиенические процедуры, может обращать внимание на факторы, связанные с опасностью для его здоровья.
Любознательный, активный.
Ребенок с удовольствием включается в различные виды деятельности, предлагаемые в детском саду: игру, изобразительное искусство, аппликацию, лепку, конструирование. Активен в периоды свободной игры, задает вопросы воспитателю, пытается рассказывать ему о событиях своей жизни. Активно интересуется окружающим миром, особенностями природы, свойствами и качествами предметов.
Эмоционально отзывчивый.
Начинает знакомство с миром чувств. Начинает эмоционально откликается на переживания близких взрослых, детей. Эмоционально реагирует на художественные произведения, спектакли, мир природы, музыкальные произведения. Может отражать эмоциональные впечатления в продуктивных видах деятельности.
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Начинает взаимодействовать со сверстниками, может объединяться с детьми для игры по 2-3 человека, присоединяться к продуктивной деятельности другого ребенка. Знаком с правилами коммуникации, существующими в группе, применяет их в реальном взаимодействии с другими детьми и педагогом при напоминании и помощи взрослого (Коммуникативные способности).
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
Положительно настроен на пребывание в детском саду в различные режимные моменты, чувствует себя в детском саду уверенно и спокойно в разными взрослыми. Имеет представления о том, как надо и не надо себя вести в социуме, может следовать этим представлениям при напоминании и помощи взрослого. Знаком с основными правилами поведения в группе (коммуникативные правила — как попросить, как договориться, как познакомиться и др.; правила поведения в быту — раздеваться в помещении, мыть руки перед едой, общаться спокойно, убирать игрушки на место и др.; правила вежливости — говорить вежливые слова, договариваться, уступать и др.). Некоторые из правил применяет самостоятельно, но чаще при содействии взрослого. (Регуляторные способности).
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.
Применяет представления о различных цветах и оттенках, формах и их разновидностях, величине в изобразительной деятельности, лепке, аппликации, конструировании, в создании коллажей и др. Может создавать постройки из строительного материала в соответствии с задачей и условиями, с удовольствием слушает сказки, стихи, потешки, рассказы, может воспроизводить небольшие сюжеты литературных произведений в играх — драматизациях (Познавательные способности)
Ребенок может применять усвоенные правила, навыки для решения несложных задач в свободной деятельности, задач, поставленных взрослым, поручения взрослого. Проявляет интерес к разным видам деятельности, активно в них участвует. Может включаться в игру с другими детьми, сотрудничать с ними. Выбирает себе роль и может придерживаться ей во время игры.
Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.
Знает свое имя, фамилию, возраст, пол, имена членов своей семьи. Начинает осознавать, что не похож на других. Знает название страны, города, в котором живет. Знаком с несколькими профессиями, с назначением некоторых общественно-бытовых зданий: магазин, поликлиника, стадион, имеет представление о некоторых праздниках. Имеет представление о сезонных изменениях, о правилах ухода за домашними животными, растениями. Различает некоторые свойства воды и снега, знает свойства песка.
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.
Умеет принимать и с помощью взрослого удерживать не очень сложную задачу (в игре следовать принятой роли, в конструировании создавать постройку, опираясь на модель, слушать литературное произведение). Концентрирует внимание на 10-15 минут. Овладевает основными способами продуктивных видов деятельности, может создавать несложные поделки, постройки, рисунки в соответствии с поставленной задачей. Может следовать инструкции взрослого при выполнении отдельных действий. Старается следовать правилам, принятым в группе.
Овладевший необходимыми умениями и навыками.
У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для различных видов деятельности в соответствии с возрастом (смотри разделы программы по образовательным областям).